– Будет ли война?
– Нет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется.
Анекдот
На экономическом форуме в Давосе, состоявшемся в конце января, премьер-министр Биньямин Нетаниягу сделал журналистам сенсационное заявление, сказав, что даже в случае заключения постоянного договора с палестинцами «ни один еврей не будет насильственно выселен из своего дома».
Поясняя эту идею, источник в канцелярии главы правительства сообщил, что, по мнению главы правительства, поселенцам в Иудее и Самарии будет предоставлена возможность остаться в своих домах, после того как территория, на которой находятся поселения, отойдет под управление палестинской администрации.
Слова Нетаниягу вызвали возмущенный шквал откликов как в сионистских кругах, так и со стороны арабов и их союзников из числа левых израильтян. В то время как сионисты подчеркивают невозможность оставить евреев на волю администрации Аббаса, прославляющей террористов как героев, раздающей зарплаты и награды за убийства евреев и открыто подстрекающей к новым терактам, арабы заявили, что не потерпят на своей территории ни одного еврея.
Трудно предположить, что премьер сам не понимает абсолютную нереальность своего предложения. Глава арабской администрации Махмуд Аббас не способен обеспечить даже собственную власть. Без израильской армии в Иудее и Самарии его управление за считанные дни будет сметено исламскими радикалами. Поэтому даже согласие Абу Мазена на подобные варианты не гарантировало бы поселенцам никакой безопасности.
Скорее, можно предположить, что заявление Нетаниягу было адресовано западному общественному мнению. Подчеркивая очевидную мысль о том, что еврейское меньшинство может жить на территории арабского государства точно так же, как арабское в еврейской стране, и получая в ответ гневную реакцию арабской администрации, Нетаниягу дезавуирует истинное лицо режима Аббаса.
Слив мог быть заранее просчитанным шагом, которым премьер сумел обнажить в западной прессе настоящие цели арабов, стремящихся к уничтожению еврейского государства больше, чем к созданию своего.
В то же время, возможно, Нетаниягу действительно не собирается выселять евреев с территорий, которые по его плану могут отойти под арабскую оккупацию. Связано это просто с осознанием невозможности финансовых компенсаций такому количеству депортируемых жителей.
Почти семьсот тысяч израильтян живут сегодня в Иудее и Самарии, за пределами границы 1948 года, к которой с небольшими поправками стремятся отжать Израиль враги. Согласно просачивающимся в прессу данным, помимо кварталов Иерусалима предполагается присоединить к Израилю еще три или четыре района компактного проживания евреев. Речь идет о блоке к востоку от Иерусалима вокруг города Маале-Адумим, области между столицей и Хевроном, где находятся поселения Гуш-Эциона, и окрестности города Ариэля в Самарии.
Предполагается, что в обмен на эти районы Израиль отдаст территории внутри границ, сформированных в ходе боев Войны за независимость в 1948 году. Известно также, что Нетаниягу предложил заплатить компенсации за присоединение к Израилю четвертой области вокруг Бейт-Эля, к северу от Иерусалима. Однако даже в таком случае за пределами израильского суверенитета останется около ста тысяч еврейских граждан страны.
Согласно отчету управления по делам еврейских жителей, депортированных из сектора Газы и Северной Самарии в рамках программы размежевания, представленной в июне минувшего года на заседании кабинета правительства, за восемь лет, прошедших с реализации плана, государство потратило около девяти с половиной миллиардов шекелей для обустройства восьми с половиной тысяч изгнанников. При этом лишь 88% из полутора тысяч семей перебрались из времянок в постоянное жилье или готовятся переехать в строящиеся для них дома.
Речь идет только о прямых расходах на переселенцев без учета стоимости передислокации армейских баз, затрат, связанных с увеличением количества армейских подразделений, которые стало необходимо держать вокруг сектора, и строительства заградительных сооружений. По оценкам 2009 года, это обошлось государству еще примерно в три миллиарда шекелей.
Трудно сказать, насколько экономно были использованы все упомянутые средства. Вероятно, можно было добиться куда более эффективного применения сумм, растраченных управлением по делам депортированных. Однако нет ни малейших причин думать, что в случае нового выселения государственные деньги будут потрачены с большим умом. Другими словами, выселение ста тысяч человек будет стоить по меньшей мере сто миллиардов шекелей.
И это только те суммы, которые потребуются на компенсации депортированным поселенцам и передислокацию армии. Все экономические потери, связанные с закрытием сотен предприятий, лишением работы десятков тысяч людей, увеличением затрат на обеспечение безопасности вдоль границ, которые пройдут возле муниципальных зон Нетании, Кфар-Сабы, Петах-Тиквы, Рош-Аина, Иерусалима, Модиина и других городов страны, здесь не учитываются.
Поэтому, когда Нетаниягу говорит о том, что государство не станет выселять евреев из областей, захваченных террористами, он, возможно, имеет в виду чисто практическую неспособность государства обеспечить подобные затраты.
Поселенцам придется самим выпутываться из создавшейся ситуации, а это значит, что в течение нескольких недель Израиль примет порядка ста тысяч беженцев, лишенных своих домов и во многих случаях работы. Оценить экономический эквивалент подобного сценария непросто. И практически невозможно учесть дополнительные потери, связанные, скажем, с предстоящими ракетными обстрелами тель-авивского подбрюшья страны и ответными военными акциями.
В последние дни в Израиле появились пропагандистские щиты группы BTI — новой ипостаси радикально левых кругов и их арабских союзников. Группа, скрывающаяся за аббревиатурой из трех английских букв и в переводе означающая «Прорыв из тупика», создана арабским миллиардером и членом законодательного совета автономии Мунибом аль-Масри, чья фамилия, к слову, безошибочно выдает в нем потомка недавних переселенцев из Египта. По признанию самого аль-Масри, его внук был тяжело ранен израильскими солдатами во время одной из арабских акций. Активную роль в продвижении инициативы играет и Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная структура, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе.
Судя по всему, привлечение израильских бизнесменов к инициативе призвано создать ощущение совместного арабо-еврейского проекта. В то же время группа не скрывает того, что ее деятельность полностью согласована с администрацией Аббаса. Более того, по словам арабского журналиста Элиаса Зананири, «цель проекта состоит в том, чтобы оказать давление на правительства и сказать, что, поскольку мы, частный сектор, теряем свои доходы из-за конфликта, мы должны иметь возможность влиять на продвижение соглашения в сторону создания двух государств на основе резолюций ООН и арабской мирной инициативы».
Огромные транспаранты призывают Нетаниягу передать администрации Аббаса власть в Иудее и Самарии. «Только ты можешь!» — взывают плакаты с изображением премьер-министра. «Без соглашения мы не сможем снизить дороговизну жизни», — вбивают абсурдный лозунг в умы израильтян авторы рекламы.
Стремление использовать реальные проблемы жителей страны, озабоченных дороговизной жизни, сыграло злую шутку с копирайтерами. Призыв к премьеру звучит как грозное пророчество о том, что станет с ценой еврейской жизни в случае израильского отступления.
Полгода назад, во время обсуждения государственного бюджета в Кнессете, депутат парламента Моше Фейглин привел впечатляющие цифры. Он попытался оценить расходы Израиля, вытекающие из соглашений Осло. Фейглин включил в свою оценку 86 миллиардов шекелей, которые Израиль передал администрации автономии за двадцать с лишним лет. Он добавил увеличение затрат армии и служб безопасности, связанных с необходимостью контролировать вооруженные формирования террористов, оказавшихся в Иудее и Самарии после соглашений, а также с введением в эти области подразделений пограничной охраны, строительством заградительных сооружений и объездных трасс.
Фейглин попытался оценить расходы государства, связанные с убийствами израильтян, затратами на лечение тысяч раненых, экономические потери в том числе в туристической области, рост стоимости жилья из-за прекращения строительства в Иудее и Самарии. Он пришел к фантастической цифре — полтриллиона шекелей. Даже если оценки Фейглина требуют уточнений и исправлений, они демонстрируют в полной мере те гигантские расходы, к которым был принужден Израиль после подписания злосчастных соглашений в норвежской столице.
Трудно представить себе, что продолжение и усугубление этой ситуации может положительно повлиять на экономику Израиля.
Поэтому тем, кто считает, будто депортация поселенцев в рамках соглашений с арабами разрушит лишь жизни выселяемых, стоит внимательно подумать о том, во сколько это обойдется каждому жителю страны.
Александр НЕПОМНЯЩИЙ
1 комментарий к “Сколько будет стоить соглашение с арабами каждому израильтянину?”
Обсуждение закрыто.
пипи нетаниягу уже давно продался мусульманам, у него на счету 40 миллионов шекелей.