Добрый человек из Базалии

История эта произошла в одном из райцентров Каменец-Подольской области во время оголтелой кампании, направленной против так называемых «космополитов».

Секретаря редакции Черноостровской районной газеты «Коллективист» Мануса Ядушливого собрались выгнать с работы «по предложению общественности». А «общественность» – это редакционная комсомольская организация. В ней было 5 членов ВЛКСМ. Секретарем ее был печатник Юзик Вовчек. Второй секретарь райкома комсомола Жора Кравченко сообщил, что будет рассматриваться вопрос о потере политической бдительности комсомольца Ядушливого, отец которого имеет почтовую связь с американскими империалистами – получил от них посылку.

Ядушливый пояснил, что, действительно, сестра отца с 1921 года живет в США. А после войны она написала в местные органы соседнего местечка Базалия (откуда их семья родом) и просила сообщить, остались ли мы живы. Посылку папа получил два года назад – подарок к свадьбе дочери. Что касается дяди, то «империалист» был всего лишь парикмахером.

Второй секретарь райкома комсомола Жора, который в прошлом был закадычным другом Ядушливого, обвинил его в беспринципности и предложил исключить из комсомола и уволить с работы. И еще он сказал, что лучше бы его родственники отдали то, что они им прислали, «умирающим от голода» негритянским детям. Но работники редакции предложили вынести Манусу выговор. Так и решило собрание.

Оказывается, звонил секретарь райкома партии по идеологии. Он сказал: «Если мы сегодня уволим Ядушливого, завтра не выйдет газета. Там некому работать. Когда подберем на его место нашего хлопца, тогда вернемся к этому вопросу…».

Жизнь свою Манус Ядушливый связал с прессой на долгие 47 лет, до самого отъезда в Америку.

Работал корректором, затем ответственным секретарем редакции. Объездил и обошел весь район, писал не только положительные материалы, но и критические заметки, одним словом – завоевывал авторитет. Его приглашали на собрания, сессии, слеты, а в конце 1947 года избрали депутатом поселкового совета.

Через какое-то время перешел работать в черноостровскую районную газету «Коллективист», печатался в областных газетах. Ну а потом произошла та история, с которой я начал свой очерк.

6 марта 1953 года в утреннем выпуске последних известий московское радио сообщило о смерти Сталина. Мануса вызвали в райком партии и обязали выпустить к утру газету с известием о смерти Сталина. Он это задание выполнил с огромным удовольствием.

Работали всю ночь. Электричество горело всю ночь, взяли еще одного квалифицированного наборщика, сотрудник редакции привез из Проскурова, уже ставшего центром Каменец-Подольской области, материал о смерти Сталина. Утром отнесли газеты на почту и в райком.

Не успел Манус вздремнуть, как его снова вызвали в райком. Назавтра должен был выйти следующий номер с постановлением о новом правительстве СССР. И снова работники редакции под руководством Ядушливого с этим заданием справились.

Важно отметить, что, помимо злободневных информационных материалов, Манус Ядушливый за годы своей журналистской деятельности опубликовал (после тщательных поисков и расследований) немало статей и очерков, посвященных участникам Отечественной войны, в частности, воинам, погибшим при освобождении района от фашистских оккупантов, людям труда.

Были, конечно, и неприятности. Бывало, что на имя райкома партии приходили анонимки. Председатель Бережанского колхоза в ответ на его критические заметки угрожал «переломать ему руки и ноги».

Сколько добрых дел на журналистском счету Мануса Ядушливого! Он защитил замечательного доктора Анну Федоровну Черненькую, которую главврач районной больницы незаслуженно хотел уволить. Помог старому и больному ветерану войны, жившему в ужасных условиях. Рассказал о девушке, ставшей инвалидом труда, и та благодаря публикации нашла свое семейное счастье. Да разве обо всем расскажешь!

В последние годы перед отъездом в Америку в журналистской деятельности Ядушливого появился «еврейский акцент». Дома у него говорили на идиш, а сам он окончил еврейскую четырехлетку. Пятого класса на идиш в местечке уже не было, так что продолжил Манус свое образование в украинской школе. Но еврейский язык не забыл, продолжал читать и писать на идиш. Принимал активное участие в деятельности созданной в годы «перестройки» Хмельницкой городской еврейской общины «Тхия». Будучи членом Совета общины, выступал с лекциями, проводил беседы на еврейские темы, вычитывал интересные материалы из московского еврейского литературно-художественного журнала «Советиш Геймланд» и газеты «Биробиджанер Штерн» (это было захватывающее занятие для почитателей еврейского слова). И, конечно же, большое внимание уделялось Израилю и борьбе с антисемитизмом. И все это в материалах, которые печатал Ядушливый в районной и областной прессе, часто преодолевая препятствия.

… 20 июля 1992 года Манус с семьей приехал в Америку. В Нью-йоркском аэропорту Кеннеди их встречал сын Марк, который иммигрировал в Америку на два года раньше.

Манус сразу включился в американскую жизнь, в жизнь общественных объединений русскоязычных иммигрантов. Делал это без каких-либо личных интересов.

Вскоре в русскоязычных газетах Нью-Йорка стали появляться его небольшие заметки и информации о деятельности Ассоциации евреев из бывшего СССР, бывших узников гетто и концлагерей. Его стали приглашать на разные встречи, памятные вечера, концерты и фестивали. Вскоре из гостя и репортера Манус превратился в участника и даже организатора мероприятий. Одно время руководил кружком по изучению идиш. Выступал с интересными сообщениями, был в числе организаторов литературных чтений.

И все же главное для него – журналистская деятельность. Первая его заметка была напечатана в Нью-Йоркской газете «Еврейский Мир» в августе 1992 года. С того времени в русскоязычных газетах США было напечатано более тысячи его публикаций. Статьи и очерки Мануса Ядушливого печатаются в израильской прессе и еврейской газете, выходящей в Хмельницке.

Этот добрый человек из Базалии считает своим долгом рассказать читателям о родном местечке, а также о местечках Черный Остров, Меджибож, где жил известный Гершеле Острополер. Он считает своим долгом писать о ветеранах войны и жертвах Холокоста, о светской жизни и религиозной и о многом-многом другом, оперативно откликаться на то, чем живет еврейская община Америки. Подлинный летописец еврейской общины.

Не могу не заметить, что в последнее время Манус – инициатор целого ряда благотворительных мероприятий. Он опубликовал немало рассказов и новелл, достойных пера талантливого писателя, благо, сюжеты ему подсказывает его непростая жизнь.

В канун Золотой свадьбы с женой и большим другом Анной Манус, «подстрекаемый» детьми и близкими, начал работу над повестью-воспоминанием. Перед глазами прошла вся жизнь его и его близких. Хорошая получилась книга, интересная и правдивая. Горе и радость, успехи и неудачи и, как всегда и во всем, – скромность. Тираж – всего 35 экземпляров – для семьи, родственников и близких друзей. А зря. Почитателей Мануса гораздо больше. Ждем второго издания. Дополненного и иллюстрированного.

Желаем Манусу и его близким здоровья, нашему Герою – дальнейших успехов на журналистском и теперь уже писательском поприще.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора