Дорога к Б-гу

В Торе есть очень важный механизм анализа и раскрытия идей. Мы сопоставляем два сюжета и начинаем видеть, как совместный анализ этих сюжетов дает нам глубинное понимание духовной мудрости.
Есть сюжет из жизни Адама, в котором Адам и Хава, испугавшись голоса Б-га, спрятались. И есть сюжет из жизни Моше, в котором он увидел горящий куст, услышал голос Б-га из куста, и с этого момента начался ключевой этап великой истории взаимоотношений евреев и Б-га. А теперь давайте погрузимся вглубь историй.
В первой истории Адам и Хава услышали голос Б-га, испугались и спрятались. Есть много объяснений причин и мотивов действий Адама и Хавы, мы же сфокусируемся на динамике самого процесса.
Человек боится и удаляется от общения с Всевышним. Эта формула описывает в том числе в самом общем виде отношение светского еврея к еврейскому духовному пути. Мы боимся иудаизма и уходим от него подальше. То есть существует в нас внутренний механизм, который воспринимает страх как повод к уходу.
У этого механизма есть своя животная инстинктивная природа. Для животного страх — это сигнал опасности, который мобилизует животное на программу «fight or flight» — драться или убегать (или спрятаться). И здесь мы видим, что главной точкой выбора в нашем отношении к Б-жественному является выбор одной из двух программ: или мы включаем животный инстинкт убежать или сражаться, или мы раскрываем в себе Высшее Я, которое видит свою цель, развивается и ощущает максимальную самореализацию именно через взаимоотношения с Всевышним.
В случае с Адамом можно сформулировать «диагноз» таким образом: змей как бы «заразил» Адама животной программой. Нам же будет очень важно понять второй сценарий, описанный в истории Моше и горящего куста. Эта вторая история является исправлением первой истории с Адамом. Кстати, общим в этих историях является не только диалог с Б-гом, но и наличие дерева в центре событий.
Что произошло с Моше? Ему тоже, как и Адаму, раскрылся голос Всевышнего. Рассмотрим несколько деталей сюжета. Моше снял ­обувь. Объясняют еврейские мистики, что обувь — это символическое выражение нашей низшей природы. И Моше как бы «отставил в сторону» низшую часть личности, чтобы выйти на связь с Б-жественным своей Высшей сущностью. То есть у Адама низшая (животная) часть личности навязала программу бегства. У Моше Высшая часть личности отставила в сторону низшую часть и вышла на Связь.
Говорит также Мидраш, что Б-г обратился к Моше «голосом его отца». Объясняют комментаторы, что в этом заложены два ключевых качества. Во-первых, серьезность и уважение к источнику — мы уважаем отца как авторитет. И во-вторых, любовь — мы любим отца как нашего родителя.
А теперь перейдем к процессу общения.
Вопрос, который задает Б-г Адаму: «Где ты?» (Брейшит, 3:9). Б-г этим вопросом инициирует возможность общения. Самый правильный ответ дает Моше. Он отвечает: «Вот я!» (Шмот, 3:4). Адам же включил «программу избегания»: «Я… испугался… скрылся…»
Кстати, в современном мире аналогом вопроса «Где ты?» может быть вопрос «How are you?» — «Как дела?» Интересно, что есть нейтральный ответ «ОК». Ну а может быть «душевный» ответ, особенно когда он искренний: «Я очень рад тебя видеть!», сопровождаемый улыбкой.
В случае истории диалога Моше и Всевышнего, переведенной на язык развития личности, Б-г говорит Моше, что пора «вызволять» нашу Высшую часть личности от «гнета» программ, которые навязались низшей части (Египет — инструмент формирования раба из низшей части). Можно сказать, что Б-г — это «тренер» (или на еще более современном языке — «коуч») нашей Высшей части. Эта Высшая часть отвечает также за творчество и за Высшие аспекты восприятия мира.
И если мы посмотрим на обе эти истории, мы увидим, что они символизируют две «программы»: программу ухода (или по крайней мере начала ухода) от своей Высшей Миссии и программу раскрытия своей Высшей Миссии.
И огонь, который Моше видел в «горящем кусте», символизирует духовный огонь, который мы зажигаем внутри себя. И этот огонь должен освещать наш внутренний мир, он должен «греть» и «светить» тем, кто нас окружает, и он должен поддерживать наш духовный путь, наши отношения с Всевышним и наполнить нашу жизнь смыслом, радостью, глубинным здоровьем, вдохновением и энтузиазмом.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора