Содержание раздела
После того как в дорожных вещах Биньямина был найден кубок египетского правителя, братья окончательно растерялись. Только Иегуда проявил самообладание и, обратившись к Йосефу со страстными, но исполненными достоинства словами, предложил себя в рабы вместо Биньямина. Эта самоотверженность окончательно убедила Йосефа в том, что братья изменились, что это уже не те люди, которые безжалостно бросили его в яму и продали в рабство. Он открылся им: «Я — Йосеф!» Братья потрясены, их охватил жгучий стыд, но Йосеф утешил их, говоря, что все произошедшие события были частью грандиозного Б-жественного плана. Он предлагает им забрать отца и вернуться вместе с ним в египетскую провинцию Гошен.
Вначале Яаков не может поверить в счастливую весть, но особые знаки, переданные Йосефом с братьями, убеждают его, что его давно пропавший сын и грозный египетский правитель — это одно и то же лицо. Воспрянув духом, Яаков уходит с семьей в Египет. По дороге он приносит жертвы Б-гу и получает от него ободряющее напутствие: не бойся, Яаков, египетской эмиграции и ее негативных духовных последствий. Именно там сыны Израиля станут великим народом, несмотря на аморальные нравы местных жителей. Тора перечисляет всех членов семьи Яакова и намекает на рождение Йохевед, будущей матери Моше-рабейну.
В Египет спускаются 70 душ, и после 22-летней разлуки Йосеф воссоединяется с отцом и всей семьей. Отец и сын обнимаются, плача от счастья. Затем Йосеф доставляет семью в Гошен и приводит отца и пятерых братьев на аудиенцию к фараону, советуя им назваться скотоводами, представителями самой дефицитной и непрестижной в Египте профессии. Во время этой встречи Яаков благословляет фараона.
Голод в стране усиливается, и Йосеф принимает решение: в обмен на государственное зерно жители Египта должны отдать фараону все свое имущество, землю и самих себя в рабство. Затем Йосеф проводит массовое переселение египтян, которое не затронуло, однако, жреческую касту, получавшую прямую помощь от фараона. Сыны Яакова-Исраэля основательно устраиваются в новой стране; их численность растет.
На пороге изгнания
«Не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я обязательно выведу тебя обратно…» (46:3–4).
Это ночное «рандеву» с Б-гом произошло в Беэр-Шеве, когда Яаков направлялся вместе с семьей в Египет, спеша воссоединиться со своим сыном Йосефом, которого считал погибшим.
Стремясь развеять страхи Яакова, Всевышний заверил его, что он превратит его потомков в «народ великий», и добавил, что спустится вместе с ним и его семьей в Египет, а когда придет время, обязательно выведет его оттуда. При этом в оригинальном тексте Торы употребляется двойная глагольная конструкция: «ве-Анохи аалха гам ало», дословно, «и Я подниму тебя и также поднимусь». Для чего потребовалось столь сильное заверение?
Яаков знал, что с уходом его семьи в Египет начинается эпоха порабощения евреев, о которой Б-г сообщил его деду Аврааму во время «завета между рассеченными частями» жертвенных животных: «Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране — и будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет» (Берешит, 15:13).
Как видим, Б-г не сказал тогда Аврааму, где именно его потомки будут рабами; Он указал только срок. Яаков внутренне смирился с тем, что отправляется с семьей в изгнание, что пророчество сбывается именно на нем. Ведь благословения, предназначенные для его брата-близнеца Эсава, перешли к нему, он стал первенцем, и значит судьба, уготованная потомкам Авраама, досталась именно ему. Это значит, что его дети будут порабощены и они же, как сказано далее в пророчестве, «затем уйдут оттуда с великим достоянием». Им суждено вступить в Страну Израиля и возвести там Храм.
Место гиблое, Египет…
Так почему же Яаков нуждался в утешении, если вся эпопея завершится так благополучно? Его беспокоило само место изгнания. Египет был самым «нечистым» местом, всемирным центром идолопоклонства и разврата. Яаков боялся, что его дети не продержатся там долгое время, не смогут сохранить свою моральную чистоту и самобытность. Соблазны окружения растлят их, и они смешаются с местным населением, переймут его обычаи и в результате навсегда останутся в галуте, растворятся и исчезнут с исторической арены.
Вот почему Б-г сказал ему: «Я сойду с тобой в Египет», и Я обязательно выведу тебя оттуда». Всевышний обещал, что, как бы ни сложились обстоятельства, каким бы сильным ни было тлетворное влияние египетского общества на пришельцев, Он не даст им раствориться, ассимилироваться и, в крайнем случае, если потребуется, выведет их из галута до истечения четырехсот лет.
Именно так и произошло. Евреи вышли на свободу уже через двести десять лет, поскольку дальнейшее промедление грозило самому их существованию как особому народу: Б-г сдержал свое обещание, данное Яакову.
Всегда с нами
Это вселяет надежду и в нас, его потомков. Мы верим, что обещание, которое Б-г дал Яакову, распространяется и на наше время: нынешнее изгнание — галут Эдома — вскоре должно завершиться с приходом Мошиаха. На это указывает та же самая двойная глагольная конструкция в стихе «ве-Анохи аалха гам ало» — «Я обязательно выведу тебя (из плена)»: вывел из Египта, выведу и сейчас.
В этом же стихе заключена еще одна, пожалуй, самая важная мысль. Б-г обещает Яакову, что Его Имя будет всегда тесно связано с народом Израиля. В том смысле, что Он будет раскрываться народам мира именно через события, связанные с евреями: когда евреи будут на подъеме, Его направляющая роль будет всем очевидна; когда же они будут подвергаться преследованиям и унижениям, Он как будто исчезнет, спрячется за кулисы.
Когда Б-г сказал Яакову: «Я сойду с тобой в Египет», Он имел в виду, что Его Слава потускнеет, когда сыны Израиля будут порабощены. И, наоборот, продолжение этой фразы: «Я обязательно выведу тебя обратно» означает, что, когда евреи выйдут на свободу, Его Имя тоже возвысится и распространится по всему миру.
Наглядно и справедливо
Эта концепция не раз подтверждалась в период Исхода из Египта. Например, в разделе «Бешалах» (книга «Шмот»), когда Красное море расступилось чудесным образом, чтобы пропустить евреев на другой берег, а затем снова сомкнулось, утопив преследовавших их египтян, Б-г сказал: «И Я укреплю сердца египтян, и они погонятся за вами, и Я прославлюсь через фараона и через всю его армию, и тогда весь Египет узнает, что Я — Б-г».
Всевышний мог бы с равным успехом наказать египтян в Египте, не прибегая к ужесточению сердца фараона и не заставляя его преследовать сынов Израиля, т.е. действовать без принуждения и не загонять египтян в ловушку, не топить их.
Однако, как уже говорилось, Б-г обещал Яакову, что Его Имя прославится через события, связанные со спасением его потомков. Именно это и произошло в Красном море, и для этого Ему пришлось «укрепить сердце фараона», заставить его броситься в погоню во главе армии за уходившими из Египта еврейскими рабами.
То же самое произошло и несколько раньше, во время последних пяти из десяти египетских казней. Склоняясь под ударами, обрушившимися на Египет, фараон уже готов был отпустить евреев, но Б-г ожесточил его, лишил свободы выбора, чтобы примерно наказать его.
На первый взгляд, такой подход кажется несправедливым. Как можно вынуждать человека совершать преступление, а затем карать за него? Кроме того, Б-г обычно избегает принуждения, предоставляя людям самим выбирать между добром и злом. Как может Б-г поступать так «несправедливо»?!
Нет, все правильно. Египтяне были виновны не только в порабощении сынов Израиля, но и во многих других грехах, включая самые низкопробные формы идолопоклонства, отрицание Б-га и жестокость. Чтобы наказать их за все это, Б-г вынудил фараона препятствовать уходу евреев до самой последней десятой казни, и в результате чаша вины египтян переполнилась, и они были наказаны за все грехи в контексте спасения евреев.
Более того, пройдя все круги Б-жественных кар, увидев воочию невероятные чудеса и ощутив на себе всю тяжесть Его гнева, египтяне сами пришли к признанию Б-га. В результате спасение Израиля привело сразу к двум результатам: оно возвысило Имя Всевышнего и дало возможность египтянам искупить свои прегрешения.