«Новый» смысл Хануки

Израиль — это и имя отдельного персонажа (второе имя Яакова), и название государства. Для самосознания евреев как народа нам очень важно увидеть, как Израиль — страна и государство — проявлял себя в разных мировых геополитических ситуациях.
История Израиля делится на два этапа. Первый этап начался с «родов» народа. Эти роды произошли во время выхода из Египта. Египет играл роль «матери», изнутри которой родился Израиль. Народ как целостность существовал до изгнания евреев римлянами, когда он был раздроблен на отдельные диаспоры и исчез как целое. И только в 1948 году целостное еврейское образование в виде государства снова возникло на мировой арене.
До сих пор Израиль как государство не может осознать свою роль в мире, и в связи с этим происходит множество «недоразумений», так как недавно родившееся (65 лет назад) государство еще не научилось воспринимать себя как уникального «взрослого игрока» на мировой сцене.
Наши мудрецы рассматривают четыре галута — вавилонский, персидский, греческий и римский — как ключевые модели существования евреев как государства-игрока на мировой арене.
Вавилонский этап описывает первый деструктивный фактор — разрушение Иерусалимского центра, захват и угон всего народа в Вавилон.
Римский этап наиболее одиозный, так как описывает восстание евреев и его подавление. Это отдельная большая тема.
Персидский этап проявляется в идее Пурима, в которой выражен фактор выживания евреев как народа против внешнего заговора.
И самый интересный и содержательный элемент этой четверки галутных историй — это самовыражение евреев в контексте противостояния греческому «мета-игроку».
В той истории произошло несколько ключевых факторов.
Первый — «силовой» фактор идентификации. Евреи отстояли право на самобытность — против попытки стереть нашу уникальность, растворить нас в большой системе. Шла речь не о физическом уничтожении (как в истории Пурима), а об уничтожении самобытности, о превращении нас в часть огромной «толпы». Но еще более важно, как в нашей традиции выразилась эта победа. Она проявилась в символическом действии — зажигании светильника-восьмисвечника. Этот образ на языке символов сформулировал нашу роль как «органа тела Израиль» в общемировом организме.
Что обозначает символ «светящийся восьмисвечник» как послание (message) миру? Он означает, что мы как народ несем миру свет. И восьмерка означает выход на связь с бесконечностью.
Израиль не просто сформировался как народ — «орган общемирового тела». Но Израиль выразил свою миссию через символическое послание, которое мы называем ханукальным светильником.
Сейчас этот светильник играет двойную роль. Каждый еврей, который зажигает этот светильник у себя дома, выражает послание, что он является частью глобальной общности — Израиля. А Государство Израиль выражает этим светильником самоидентификацию себя по отношению к миру — как (а) носителя света и (б) механизм связи с бесконечностью.
Без такого послания у мира есть две приземленные опции восприятия современного Израиля: (а) государство-«умник», в котором собраны технические гении, умеющие создавать «старт-апы» (роль, связанная с Эсавом); (б) государство-«агрессор», которое «обижает» «слабых» палестинцев (роль, связанная с Ишмаэлем).
Первая роль имеет позитивные смыслы, но она ограничена сферой интеллекта. Вторая роль — это «полная чушь» (по крайней мере, в наших глазах). Но навязывание нам столь одиозной и «идиотской» роли может иметь только один позитивный смысл — чтобы Израиль как можно быстрее повзрослел и взял на себя роль и миссию источника света и связи с бесконечностью. И если мир воспримет это «взрослое» (ханукальное) послание, то у мира появится реальный вменяемый выбор восприятия по отношению к Израилю, ведь выбор между «умниками» и «агрессорами» не содержит в себе нашей подлинной миссии и неинтересен миру.
Что такое свет и связь с бесконечностью? Это наша задача развития психодуховных практик, основанных на идеях письменной и устной Торы. Часть этих практик должна быть для «внутреннего» еврейского пользования, а часть должна быть внедрена евреями в мире, чтобы мир получил доступ к свету и бесконечности.

Ханукальный салон — JCBB (2915, Ocean Parkway) — 2 декабря, понедельник, 7.30 pm

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

12 комментариев к “«Новый» смысл Хануки

  1. Уваж. Меир. Во-первых, хочу сказать, что я вас читаю (впрочем, как читаю все духовные публикации в Еврейском мире), хотя на вашу страничку в интернете захожу впервые. Я мессианский еврей, т. е. на многие вещи мы с вами смотрим по разному. В частности, на то насколько уместно приписывать Израилю эту миссию – быть для мира источником света, неким ханукальным светильником для народов. Даже наша традиция привычно сравнивает Израиль не с носителем света, а с Бож-й луною. Я думаю вам было бы интересно услышать, как светоносность Израиля понимает наша вера. Моя недавняя публикация на эту тему (но в другой прессе) к текущему ханукальному сезону называлась – «Ходи во свете». Светлой Хануки.

    «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом».
    Возможно, не все знают, что этими словами завершается Тора — пять книг Моисея. Но все знают, или, по крайней мере, слышали о чуде сохранности народа Израиля, хотя, на сей счет даже сами евреи имеют разные мнения. Одни верят Богу, верят тому что написано в Книге. Другим в это верится с трудом: «Может Он и хранит нас, как обещал, но только не от цоресов». Третьи совершенно убеждены: «Если бы Он был, то не допустил бы с нами такое». Ох уж эти «если», сколько цоресов претерпели мы за свои бесконечные сомнения.

    Что же отличает нас, Его избранный народ — чудо нашего выживания или чудо Его хранения? Иными словами — это все о Нём или это все о нас? Кого мы представляем миру — себя или Его, свой интеллект, свои таланты, свою уникальную историю или нашего уникального Творца и Хранителя?
    Израиль пережил всех своих завоевателей. Их свет разгорался на полмира и гаснул, а Израиль, как луна (заимствуем это избитое сравнение), все пребывал на небосводе и никто его не потеснил оттуда. Эту виртуальную луну отличает одно не присущее реальным лунам свойство: когда мы, Его избранный народ, начинаем быть избранными за что то — наша луна, вдруг, начинает излучать свой собственный свет. Когда целью нашего избрания становится совершенствование самих себя с целью исправления мира — наша луна прибавляет себе самосвечение. Когда назначением закона становится еврейское самосознание и образ жизни — наша луна уже вполне обходится без солнца. Когда наше непостижимое хранение становится одним из наших достоинств — наша луна и вовсе забывает, что нет в ней никакого света.

    Израиль пережил всех своих завоевателей, этот факт признают даже наши враги. Но кого этот факт представляет — Израиля или его Творца и Хранителя? На кого этот факт проливает свет, в чью пользу свидетельствует? Касается ли он только истории Израиля, которая больше чем просто история? Или он касается реальности Бога, стоящего за кулисами нашей вечной истории?

    «Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Израиля, не уничтожились».
    Возможно, не все знают, что этими словами завершается ТаНаХ — Ветхий Завет. Как эти слова читаем мы — нынешние сыны Израиля? На чём мы ставим ударение: на том народе, который не уничтожился вопреки времени и законам истории или на том, Кто имеет власть над временем, над этим народом и его историей? Чудо нашего выживания или чудо Его хранения демонстрирует миру луна Израиля?

    Бог не однажды судил Свой народ, но всякий раз спасал его от истребления, «чтобы показать могущество Своё».
    Бог потому и сотворил для Себя Израиль и продолжает творить его историю, «чтобы сделать Себе имя», чтобы этот безбожный мир узнал не только Творца, но Судъю и Спасителя.
    Израилем Бог всегда указывал на Себя, даже если Израиль был больше занят собою. Израилем Он давал видеть реальность Свою, даже когда сам Израиль терял её из виду. Израилем, как обращенной к солнцу стороной луны, Бог изливал в мир свет о Себе, даже если луна, обольщаясь, этот свет представляла своим же свечением:
    «Наша цель — поиск духовных корней своего народа, развитие культуры, укрепление еврейской идентификации и национальной гордости» (из нашей прессы). Израиль, гордый еврейской культурой делает имя себе, а не Судъе и Спасителю.

    У луны нет и быть не может своего света. Это факт более чем астрономический.
    «Ты возжигаешь светильник мой, Господи, Бог мой просвещает тьму мою» — именно в таком свете видел себя Давид — великий царь и пророк Израиля.
    «Я во мраке, но Господь свет для меня» — говорил о том же свете пророк Михей.
    Израиль, подобно своим великим пророкам, уникален не собственным светом. Израиль уникален тем, Кто рассеял его по народам и ныне открыл ему путь домой. Израиль уникален тем, Кто избрал его вечной луной и сделался её вещим светом.

    Мир привычно видит в этом вездесущем народе «корень всех зол» своих. Мир привычно не замечает того, Кто назвал Израиль Своим вечным свидетелем. Мир, получивший великую надежду в семени этого народа, воздал ему проклятием. Но как бы не распинали Израиль другие народы и сколько бы на него не злословили, именно этим, принявшим всеобщее поношенъе свидетелем, миру открыл Себя тот, Кто назвался Избавителем Израиля. От семени Авраама Он произвёл особый народ, над которым явил могущество Своё. От «семени жены» Он произвёл Мессию, которым явил Свою власть над смертью, чтобы имя Судии и Спасителя сделать известным как иудею так и язычнику.

    Если Израиля Бог неизменно хранит, то Мессию Он послал во спасение каждому. Если Израилю Бог отвел роль луны, то Мессию Он призвал во свет для народов: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме».
    Эти слова сказал тот, Кто принял поношение и смерть от людей и воскрес из мёртвых, чтобы для живущих во мраке смерти стать светильником Избавления вечного. Эти слова благовествуют жизнь и спасение тем, кто поверят в Воскресшего. Эти слова не избавят от мрака тех, кому верится Богу с трудом.

  2. = страничку в интернете захожу впервые.=
    Заходите к р. Меиру почаще. Надеюсь, что тогда Израиль для вас скоро засветит не Луной, а Солнцем. Продолжу аналогию. «Ты возжигаешь светильник мой». Б-жественные физические законы ядерного синтеза зажигают Солнце и звезды. Аналогия — Тора, евреи и их праведники. Намек — «и будете много, как песок (евреи, которых не заметно) и звезды. (Праведники и гении. Эйнштейн, например).
    Законы праведности «зажигают» праведников Израиля. А от них отраженным светом «духовной луны» светят не только праведники христианства, а еще множество «лун языческого Юпитера и Сатурна». Разве там нет праведников мира? Кто больше «победил смерть» — 12 лет реальный народ сынов Израиля с 1933 по 1945 или за 3 дня сын человеческий, герой мифа, и послеапостольских дописок и переписок, в реальность и воскрешения которого надо непременно «верить», что бы… и т. д. согласно номинациям.

    Не думаю, что р. Меир вам ответит. А мне, неучу и младенцу в талмудизме, почему бы и нет, чтобы да? Впрочем, я против вас ничего не имею и уважаю. Не удивлюсь даже, что я буду не прав, и после смерти увижу в мире ином вашего Мессию, восседающего, глаголющего и вещающего. Я ВНУТРЕННЕ готов «Там-Где-Все-Будет-Ясно», увидев и услышав и узнав признать свои ошибки. Во всем. А вы готовы? Вот-вот! Это-то и отличает узко-умного религиозного фанатика от … (и далее пропущенное вставить от широты своего ума и развития)

  3. Спасибо Айзик, что вы ответили. Случайные сюда не заходят.
    Мессию нужно увидеть (а ещё лучше опознать и поверить) при жизни, чтобы после смерти оказаться в мире грядущем, а не в мире ином. Мессия и обещан, как сказано у последнего из наших пророков, быть «Солнцем праведности», чтобы мир увидел, какое различие Б-г делает «между праведным и нечестивым». Это Им Б-г будет судить мир и это Его сделает светом народов. Вынужден вас, Айзик, огорчить, но Творец Израиля не уподобляет Свой народ солнцу. Наоборот: «кто так слеп, как раб Мой и глух, как вестник Мой … Кто так слеп, как возлюбленный …» Это из пророка Исайи, 42-ая глава. Тех, кого вы почитаете за праведных и гениев Б-г испытает Своим Солнцем правды и тогда — «Свет Израиля будет огнём и Святый Его пламенем» (Исайя 10:17) … тогда будет поздно признавать ошибки. Когда евреи были осуждены на истребление в пустыне, мы, как сказано в Торе, «сильно опечалились» и даже признали свой грех, но уже не могли изменить свою участь. Этой участи избежали только двое Айзик – не праведники Израиля и мира, а те, кто поверили Б-гу. Победить смерть может лишь тот, Кто вдохнул жизнь в человека и приговорил его к смерти. И эту победу Он исполнил, чтобы вы не только признали свой грех, но и прозрели к Его Солнцу правды, которое станет огнём для всех слепых, глухих и неповеривших.
    Светлой вам Хануки.

  4. Ув. Питер. Ваш последний пост навел меня не некоторые вопросы. Не кажется ли вам, что «странный» принцип единобожия имеет такую грань, коротая еще ни разу ясно всплывала в теологии, но смутно ощущалась многими «первоклашками» в оной. А именно — в способности сомневаться или утверждать, находить вопрос «там-где-нельзя» или вещать, шутить или «благовествовать». Вот наши еврейские душевные отличия от всех прочих, которых можно символически назвать «язычники». Может быть и потому, что божественная способность шутить и трезво и критически мыслить у них переходит в язык, чаще всего раздвоенный и «мудрый, яко змеи»? Вас пост это подтверждает. Разве вы не вещаете утвердительными предложениями «последней инстанции»? Разве вы не чувствуете себя на некоторой сияющей вершине теологических концепций? Разве оттуда не страшно упасть? Разве не в радость сидеть там, вещать о своем подвиге восхождения слепым в темноте? Разве не в радость чувствовать «плечо братьев», и вспоминать, что был до того «потерянной свиньей, погрязшей» и ставшей «найденной овцой спасенной в живот вечный»? Разве иногда не возникает мысли, что все эти радости — «ту гуд ту би тру»? Извиняюсь, если вы посчитали меня как «змей, искушающий» к отказу от вашей веры. Я не хотел. Скорее всего ваша реклама Ешу-мессии в еврейской газете воспринимается читателями, как искушение. Я призываю лишь не отказываться от такого качества души, как внутренняя установка на допуск сомнения или опасность на внутренний запрет сомнения. Я не удивлюсь, что в конце времен будет еще сенсационный диалог между теологиями и конфессиями и все «тайное будет явным». И будут «цвести все цветы».

    1. Наши = = еврейские душевные отличия = = и наша трагическая еврейская судьба это не что-то меж собой вовсе не связанное. Боже упаси думать, что нас отличает от прочих (язычников) избыток негативных качеств (язычники, обратившиеся к нашим Писаниям именно так и посмели отнестись к евреям). Увы, на примере Своего народа, наиболее приближенного к Создателю, Он демонстрирует миру несовершенную природу человека.

      Мне думается, что жену и друзей потерпевшего жизненное крушение Иова подобным же образом раздражала его уверенность в «последней инстанции»: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою; и я во плоти моей узрю Бога». Я понимаю, что вас конфузит в моём вещании. А с какой сияющей вершины вещал Давид, утверждая «Ты избавил душу мою от смерти … чтобы я ходил пред лицом Бож-м во свете живых»? Хождение во свете живых ничего общего не имеет с нашим подвигом – это дар, который Он предлагает всем одинаково пребывающим в слепоте. Сияющую вершину не я придумал и не я её покорил: «а надеющийся на Господа наследует землю – утверждает пророк Исайя – и будет владеть святою горою Моею». И мне и вам, Айзик, Б-г дал равный шанс быть в Его святом уделе, но мы по разному ревнуем об этом
      (что, однако же, вовсе не исключает диалог между теологиями).

      Мы отмечаем Хануку, праздник света, воздавая честь тем, кто подобно Хасмонеям «готовы были отдать жизнь, отстаивая своё право быть теми евреями, которые у Синая поклялись быть верными Б-гу». Мы отказались увидеть свет в иное откровении, что Б-г Сам отдал жизнь, чтобы сделать нас Своим народом. Мы восхваляем Б-га, освятившего нас Своими заповедями (которые ещё надо исполнить), но не Б-га, который Сам начиная от Синая исполнял освящение наше (независимо от заповедей) посредством Святилища. Б-г обещал евреям не рефлексию, которая отличает ваш ход мыслей, Айзик, но другое: «дам им сердце, чтобы знать Меня». Вы цените в человеке установку на сомнение, а меня восхищает открытое Им знание о Себе. (Если есть желание продолжить загляните к Борису Гулько – «Воистину воскрес»)

  5. А под какой галут подходит америкаканский, и парашинский? И как во всё это вписывается гойдол хуйрейд овадька юсуф, и особо религиозная партия шас, которые продались мусульманским террористам и отдавали еврейские земли террористам? И чем светят америкаканские гойдолы которые и не пискнут по поводу гомосеков, и приходу мусульманского гитлера в белый дом?

    1. Ой мама — и ты джончик брут со ржавым ножом к горлу? Ну продалась шас, ну зеленый гитлер в Бл. доме, ну зачем везде кричать и волноваться? Если вы провокатор-с — то вас раскусили давно, мы хоть евреи и дурни, но «нэ зовсим пьяни». Если вы пациент — зачем свои язвы обнажать так часто? Душевный стриптиз здесь не уместен. Если вы болеете за Нэньку-Иудею — то ЕМ — врачиха не для вашего диагноза. В израиле есть лучшие специалисты, чем минималисткмй и бедный блог ЕМ. Успокойся, выпей кофе, сделай айпотет, пойди в ШАС и объясни, что и как, а еврейский мир зачем волновать? Мы тут все люди с давлением, сердцебиением, с внуками, которые тоже все с ножом к горлу бегают! Мол, бабка — жизнь или кошелек. А еще ты тут, как точка над «И» в дур-доме. Оно конечно смешно, но уже и грустно.

      1. айзэк, мои вопросы адресованы автору статьи. Как я понял из ваших комментариев, пока ракета не попадёт вам в задницу, вы не поймёте что происходит вокруг, а когда поймёте, то будет уже поздно.
        И если «В израиле есть лучшие специалисты» то израиль не был бы в ситуации в которой он сегодня. Вместо того чтобы строчить сопливые фразы как делает пипи, попробуйте изменить ситуацию чтобы ваши внуки не бегали с ножами у горла.

        1. Короче, «рэгуляр джон», перестаньте на минутку громко объявлять МАТ и ШАХ ШАСу, стойте там, и слушайте сюда. Ничего, что я скажу вам в стиле Сартра и Бубера, немного экзистенциально, для ясности? Если АИД-от-мамы перестал понимать еврейские штучки и шуточки — то он хоть остается внешне все еще «АИД-для-других», но приобретает нижайшее каббалистическое качество лукавства и ехидства (сравните библейское, но яркое выражение — «лукавые сердцем порождения ехидины».) И далее, идя по этой скользкой дорожке, на которой даже один из родичей великого МОШЕ провалился под землю — такой АИД становится духовный «АГОЙ-для-своих». Или в просторечии — ассимилянт. Тем самым исключая сам себя из славных рядов великого и могучего, хоть и где-то малого и в чем-то слабого народа. С чем вас и поздравляю. Все еще не улыбнулись? Тогда случай тяжелый… Послушайте хоть арию «смейся паяц… » не Паваротти, а  Andrea Bocelli
          Кстати, автор, сиречь реб Меир не читатель (наших реплик), а писатель. Как говорится в духе, а не букве авторов газеты ЕМ — времени нет, надо все успеть. Разве он будет читать нашу «дребедень и лепет»? Ведь он один, а нас много. Тоже все писатели. И когда мы смиримся, что нас не признаЮт и не признАют? Вот вы, Джон — смирились? Ась?

            1. Так я же как раз о бродящих в бреду и писал, как в наших Добрых Книгах сказано: «глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не слышат». Вас тут такая добрая парочка собралась, потомков дедушки Кораха. Уверен, что большинство других «читателей-между-строк» и «аидов-для-себя» (экзистенционально выражаясь) навострившись после «ребусов и кроссвордов медия ссср» меня отлично поняли. Будьте мне здоровы до 120, и пишите почаще мелким почерком, но что-то новенькое придумайте. От вашей «хритики» ШАСа, реб Овадьи и «мечения икры про мечети» уже становится «печально и темно». Вы мне тут такие притчи испортили, прямо как женщина с чаем на приеме у Конфуция.

              1. Всё новенькое это хорошо забытое старенькое. И раз вы айзэк уже вспомнили кораха, то вспомните и всех гойдолов и хуйсидов европы которые чесали языками, а закончили в газовых камерах. Возможно они тоже читали призведения гитлера между строк (если читали), зачем повторять ошибки гойдолов и хуйсидов?

Обсуждение закрыто.