70 лет исполнилось российсмому журналисту и писателю Александру Абрамовичу Кабакову. Некоторые биографические данные. Родился 22 октября 1943 года в эвакуации в Новосибирске. Окончил механико-математический факультет Днепропетровского университета. После окончания университета работал инженером в ракетном конструкторском бюро Янгеля на Южмаше. С 1972-го стал зарабатывать журналистикой. В разные годы работал в «Гудке», «Московских новостях», «Коммерсанте», «Столичной вечерней газете», «Новом очевидце», в последнее время редактировал журнал «Саквояж СВ». Автор нескольких нашумевших книг, лауреат престижных литературных премий. Как пишет сам писатель о себе, он любит джаз, кинобоевики, кошек, шотландский виски, твидовые пиджаки и вельветовые штаны, морскую еду. Ненавидит коммунизм и подобные ему дьявольские приманки, хамов и бездельников. В 1988 году написал повесть-антиутопию «Невозвращенец», которая, будучи через год опубликованной, имела большой успех, была переведена и вышла в 90-е годы во Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, США, Японии и Китае. Мне довелось её прочесть в 1989 году в журнале «Искусство кино». Эта небольшая повесть сфокусировала основные страхи и недобрые предчувствия того смутного времени — периода Перестройки. Темная, истерзанная гражданской войной, голодная и лишенная каких бы то ни было политических перспектив Москва 1993 года. Главный герой, пытающийся выпутаться из липкой паутины КГБшной вербовки.
Имя писателя последнее время часто склоняется в связи с событиями шестилетней давности. В феврале 2007 года в Иерусалиме проходила 23-я Международная книжная ярмарка. В рамках этого мероприятия был организован международный фестиваль русской книги, на который были приглашены известные писатели из России. Среди них оказалось, как отметила израильская печать, «очень немало этнических евреев». Действительно, в состав российской делегации вошли такие яркие литературные «звезды» как, например, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Мария Арбатова, Михаил Веллер и ряд других, чью национальность в еврейском государстве определяют словосочетанием «подпадают под действие Закона о возвращении». Как написал израильский писатель и журналист А. Шойхет в статье «Православные евреи российской словесности», «здесь представители Израиля пытались строить «мост» понимания; но, к сожалению, российские литераторы не выказали особого рвения к развитию двусторонних связей». Наиболее нетерпимыми среди них оказались поэт,журналист и писатель Д. Быков, писатели Л. Улицкая и А. Кабаков, а также феминистка М. Арбатова, которые бравировали своими откровенно антиизраильскими заявлениями. Для израильтян такая позиция гостей была совершенно неожиданной и неприемлемой, и вместо обсуждения общих литературных тем гастролёры заявили, каждый по-своему, о неприятии ими еврейского государства. Эти, по определению СМИ Израиля, «крещеные антисемиты» скептически отзывались о своей исторической родине. Л. Улицкая, например, заявила, что «хотя она и еврейка, но по вере — православная христианка», что «ей очень морально тяжело в Израиле», Кабаков на каждом шагу говорил о своем истовом христианстве, по поводу и без повода крестился. Дмитрий Быков сообщил, что «Израиль – историческая ошибка», Мария Арбатова охарактеризовала Израиль как «бесперспективный проект». Александр Кабаков был более корректен и осторожен в оценках (очевидно, это результат воспитания и личной культуры), но тоже заявил, что себя, как автора, считает частью русской литературы, своего еврейства никак не ощущает и саму постановку вопроса, т.е. » пишут ли русскоязычные евреи еврейскую литературу?», считает неверной. Писатель (по мнению Кабакова), создающий свои произведения на русском языке, естественно, принадлежит русской литературе и культурной традиции, и совершенно неважно, кто он по национальности, еврей, русский или чукча. Если брать вопрос шире то, к примеру, евреи по происхождению Генрих Гейне и Лион Фейхтвангер — великие немецкие писатели. Еврей Борис Пастернак — великий русский поэт. На что Мих. Гробман парировал: — » Важно не только то, что сам автор считает себя русским (немецким, американским) писателем, важно — считают ли его таковым читатели и литераторы титульной нации?». На это замечание Ал. Кабаков внятного ответа так и не дал. Проект ”Государство Израиль”, конечно, несовершенен. Вот только, если последовать ”мудрому” совету этих российских интеллектуалов и действительно закрыть ”неудавшийся проект”, то куда поедут дети и внуки этих ”умников” еврейской национальности, если, не дай Бог, вернутся времена, о которых, похоже, многие забыли? Хорошо, если такие времена не вернутся. А вдруг? Дина Рубина, известная израильская писательница, на вопрос, согласна ли она с высказываниями группы российских писателей о том, что Израиль – неудачный проект, ответила: «Израиль, может быть, и ”проект”, но только Проект господа Б-га, который, думаю, вряд ли станет советоваться с Д.Быковым и иже с ним по поводу своих планов на будущее этого мира. На этом стоит и вечно будет стоять Израиль». Можно было бы процитировать здесь замечательные слова Игоря Губермана по поводу «странного поведения» упомянутых писателей, но не об этом сейчас речь. Поьзуясь случаем приведу некоторые высказывания Александра Абрамовича Кабакова об антисемитизме и своём национальном происхождении.
*****
Я – стопроцентный еврей. Мать – Фрида Исааковна, отец – Абрам Яковлевич. И при всех ста процентах я – наименьший еврей из всех, кого я знал и знаю. Если говорить по-честному (это, наверное, очень не понравится читателям), я себя вообще не считаю евреем. Во мне, по моим наблюдениям, очень мало еврейства. Кроме того, я – православный христианин. Крестился взрослым, двадцать лет назад… Насколько это возможно для человека моих занятий и моей профессии (я ведь еще и журналистикой занимаюсь – профессия совершенно не божеская и ужасная), я не только верующий, но и религиозный… Я чувствую себя, конечно, какой-то частью еврейского народа – отторгнувшейся, но частью. Чувствую и всегдашние еврейские муки, особенно те, что пришлись на середину ХХ века. Я и теперь абсолютно на стороне евреев в ближневосточном ужасе. Никакого, как принято теперь у либералов, признания «своей правоты» за палестинцами, арабами. Евреи, дай им Б-г сил, на переднем крае борьбы с этим кошмаром… А христианство – в заведомом проигрыше. В заведомом. Христианство – оно не сильное и молодое, а старое и усталое. Но прежде всего, раз и навсегда, – я русский писатель. А каким еще можно быть писателем, если пишешь по-русски? Только русским. И, значит, мой народ как писателя – русский… Кому-то не нравится, что у меня написано в паспорте. Кому-то моя рожа не нравится. Это их, а не мои проблемы. Меньше всего из того, что обо мне подумают, меня волнует, что подумают про мою национальность. Я от антисемитизма не очень много страдал. То есть страдал, конечно, но я считал, что это не просто антисемитизм, а что это – одна из составляющих советской власти, которую я ненавидел по всем пунктам… Я вообще в народный антисемитизм не очень верю. Какой антисемитизм, если есть такой феномен, как Жириновский? О чем говорить? Есть, конечно, антисемитизм, но он как нелюбовь к очкарикам или вообще людей друг к другу. Меня это касается как одна из социальных проблем, но не больше. Как можно ощущать себя кем-либо, кроме как русским, если ты русскоязычный? Ведь язык – это жизнь. Особенно я не понимаю всего этого, когда разговор – о писателе… Согласитесь, было бы комично, если бы в Израиле жил человек, по происхождению русский, писал бы о евреях и на иврите, но считал бы себя русским писателем. Зеркальная картина, да? Его бы назвали сумасшедшим. А жить в России, писать о русских и считать себя еврейским писателем – нормально?.. Государственный антисемитизм советской власти прекрасно знал и чувствовал. Меня, например, на работу не брали, а если брали, то вопреки норме… В романе ( ”Всё поправимо” – А.З. ) вообще борьба с космополитизмом изображена – это одно из преступлений советской власти. А вообще, я всегда пишу о городской образованной среде. И один раз – об этой ее части, об офицерах-евреях, которых было немало тогда в инженерных войсках. ( Из интервью 25.02.2005. ”Лехаим” – А.З.)
*****
Несколько лет назад, будучи в одном из германских университетов, я удивился обилию сверх обычного красных и черных флагов, вывешенных из окон студенческого общежития. Мне объяснили: это местные коммунисты и анархисты празднуют – внимание! – «удачный теракт в Тель-Авиве». Только и всего. Неужели они так ничего и не поймут до тех самых пор, пока снова не задымят крематории, или что там будет вместо них с учетом прогресса? Идет война на истребление – неужели не ясно? Терроризм, который кто-то справедливо назвал «атомной бомбой бедных», в отличие от настоящей атомной бомбы, используется не раз, и не два, и не сотню раз – эти атомные бомбы взрываются тысячами. А гуманистам все нипочем. Они и после 11 сентября, и после 7 июля рассуждают о справедливости и оправданности ответных ударов, которые наносит по слишком богатому, зажравшемуся, агрессивному Северо-Западу нищий, голодный, жаждущий свободы и мирового равенства Юго-Восток – в основном арабо-мусульманский. Говорить прямо, что речь идет именно об очередном «окончательном решении вопроса», считается в современном, политически корректном и либеральном до потери последних остатков рассудка обществе неприличным. К слову, «окончательное решение» еврейского вопроса уже давно стало частным случаем Холокоста всего западного мира. На международной арене вполне легально действует организация, провозгласившая в свое время основной уставной целью уничтожение государства Израиль, боевые отряды этой организации орудуют под общеизвестным лозунгом «Убей еврея!» – и ничего, главарям этой банды пожимают руки законные президенты и премьеры.
*****
Слово ” Холокост ” только история сделала чудовищно страшным, только в нашем воображении от него несёт смрадом горелого человеческого мяса, только в памяти человечества оно звучит хриплым лаем овчарок-людоедов и командами людоедов двуногих. В сущности же смысл его вполне бюрократический и в своём роде политкорректный – ”окончательное решение вопроса”. Нацисты были твёрдо уверены в том, что они наиболее рациональным способом решат еврейский вопрос – не будет евреев, не будет и вопроса. В этом они вполне сходились со Сталиным, который, как известно, был твёрдо убеждён, что существует единственный способ решения любой человеческой проблемы.
*****
Мне кажется, что общее количество антисемитизма в мире – как, знаете, в соответствии с физическими законами, общее количество энергии, – не прибавляется и не убавляется. Антисемитизм принимает разные формы. Сейчас, в частности, на Западе он принимает форму сочувствия либеральной интеллигенции как раз арабским фундаменталистам, арабскому терроризму даже, я бы сказал. Что касается антисемитизма у нас, вы знаете, я думаю, что Ходорковский сидит в тюрьме, а Березовский – в Лондоне, а Гусинский – не знаю где сейчас не потому, что они евреи. Если бы они были турки или удмурты, то судьба их была точно такая же. Другое дело, что у определенной части населения в этом случае действия властей вызывают большую поддержку, чем если бы они были турки или удмурты.
Источник: www.zelikm.com — «Евреи глазами именитых друзей и недругов»