Работая в таких местах как Иерусалим — город, непрерывно населённый на протяжении долгого времени, — археологи привыкают к сложности найденного материала: здесь цивилизации наслаиваются друг на друга в течение сотен и тысяч лет. Но если при этом какой-то участок был на некоторое время заброшен, то, парадоксальным образом, он может подарить ещё более богатые находки, так как соответствующий слой был просто похоронен и не пострадал от последующей застройки.
Видимо, именно это произошло на раскопках на горе Сион в Иерусалиме, где работает экспедиция Университета Северной Каролины в Шарлотт. По итогам сезона 2013 года, были обнаружены хорошо сохранившиеся нижние слои здания — по мнению археологов, это был особняк раннеримского периода (I век н.э.), возможно, принадлежавший одному из священников, служивших в еврейском Храме. Если это действительно так, то благодаря хорошей сохранности находок археологи смогут получить ценную информацию об образе жизни правящей элиты Иерусалима в дни Иисуса.
Одна из важнейших находок прошедшего сезона — сводчатая комната, в которой находилась ванна, и примыкающий к ней большой подземный бассейн для ритуального омовения (микве). Это лишь четвёртая ванная комната периода Второго Храма, найденная в Израиле, причём две другие располагаются во дворцах Ирода Великого в Масаде и в Иерихоне. Шимон Гибсон, археолог британского происхождения и один из руководителей экспедиции Университета Северной Каролины в Шарлотт, отмечает, что добавление к микве ванной комнаты — это явный признак богатства и высокого статуса обитателя дома. «Ванная комната — это очень важная находка, потому что до сих пор, за исключением Иерусалима, их находили лишь во дворцовых комплексах, связанных с правителями страны», — объясняет Гибсон. — «Подобные ванные комнаты находят обычно в очень богатых зданиях».
Права на фото принадлежат Шимону Гибсону
Ещё один пример ванной комнаты рядом с микве, относящихся к тому же периоду, — в доме в Еврейском квартале Старого города. «Ванная комната, почти идентичная нашей, была найдена в роскошном особняке», — отмечает Гибсон. — «Это совсем недалеко отсюда, и я рискну предположить, что её делали те же люди, что и нашу. Они практически одинаковые, как по способу изготовления, так и по отделке — например, по тому, как обработаны края ванны. Само это здание в Еврейском квартале тоже очень похоже на наше, и в нём есть письменное свидетельство принадлежности к роду священников», — добавляет Гибсон. — «Мы предполагаем, что и в нашем особняке жил священник».
Гибсон отмечает, что есть и другие признаки, позволяющие предположить, что в I веке в особняке проживали представители правящей элиты. «Здание, которое мы откапываем, находится непосредственно к юго-востоку от огромного дворца Ирода Великого, где проживал он сам, а позднее римские наместники (преторий)». Расположение особняка свидетельствует о высоком статусе его хозяина. «Кто бы здесь ни жил, он был бы соседом верховного правителя и мог бы иногда заглядывать в гости», — предполагает исследователь.
Второй руководитель экспедиции, Джеймс Тейбор, изучающий в Университете Северной Каролины в Шарлотт историю раннего христианства, также избегает преждевременных выводов, но и он убеждён, что раскопки принесут крайне ценную историческую информацию, если окажется, что в особняке проживал священник Храма. «Если выяснится, что здесь была резиденция богатого еврейского священника первого века, это свяжет нас не просто с элитой Иерусалима — с аристократами, с богатыми и знаменитыми людьми того времени, — а с самим Иисусом», — говорит Тейбор. «Это те самые семьи, которые распорядились арестовать и распять Иисуса, поэтому для нас узнать больше о них и их образе жизни, а также об уровне их благосостояния, — это действительно очень важно, это информация о ключевом историческом моменте».
Хотя находки прошедшего сезона ещё обрабатываются, уже выделена одна крайне необычная группа артефактов : большое количество ракушек семейства мурексов, больше, чем было когда-либо найдено в Иерусалиме I века н.э. Это были морские улитки, обитающие в Средиземном море, которые высоко ценились в римский период благодаря добываемой из них пурпурной краске. «На эту краску был огромный спрос», — говорит Гибсон. — «Видимо, соответствующее производство контролировалось священниками, поскольку пурпур был нужен для ритуального облачения и для другой одежды, необходимой любому, кто занимал высокий пост». Однако для чего кому-то понадобилось хранить так много ракушек — это по-прежнему загадка для археологов, поскольку ракушки не требуются для производства самой краски. Гибсон предполагает, что ракушки нужны были для того, чтобы различать тона краски, поскольку она отличается у разных видов моллюсков. Так, некоторые виды дают краску бирюзово-синего цвета.
«Очень важно, что этим ремеслом занимались священники», — говорит Гибсон. — «Если это будет доказано, то это новая очень интересная информация о них. Нам известно из сочинений Иосифа Флавия и поздней раввинской литературы об их службе в Храме, но нет почти никаких данных об их обязанностях за пределами храмового комплекса. Это новые сведения, и это потрясающе. Возможно, в следующих сезонах мы найдём дополнительную информацию о неизвестных ранее аспектах деятельности священников». Тейбор же отмечает, что детали быта еврейского правящего класса I века помогают лучше понять рассказанное в Новом Завете. «Иисус фактически критикует их за их богатство», — объясняет он. — «Он говорит об их дорогой одежде, пышных нарядах и украшениях и в каком-то смысле высмеивает их. Так что наши находки — великолепная возможность лучше понять и дополнить текст».
Гибсон добавляет, что легенды, появившиеся несколькими веками позднее, также указывают на то, что найденное археологами здание могло принадлежать семье священника. «Согласно византийской традиции, примерно в этом районе располагалась резиденция первосвященника Каиафы или, возможно, Анны, его тестя», — говорит Гибсон. — «В те времена несколько ветвей одной семьи могли проживать вместе в большом жилом комплексе, имеющем несколько этажей и до 20 комнат».
Другие находки рассказывают об иных эпизодах из истории Иерусалима в I веке. Так, на дне большого водосборника глубиной 30 футов (около 9 метров), принадлежащего особняку, археологи нашли кухонные горшки и остатки печи. Хотя Гибсон и здесь воздерживается от преждевременных выводов, он вместе с другими исследователями предполагает, что находки могут указывать на использование водосборника еврейскими повстанцами в качестве укрытия во время бунта против Рима в 70 году. «Начав расчищать дно водосборника, мы обнаружили множество обломков, среди которых встречалось значительное количество костей животных, а на самом дне были найдены несколько сосудов, очевидно, лежащих на полу, — это были горшки для приготовления пищи, а также, возможно, обломки печи», — вспоминает Гибсон. — «Материал требует дополнительного анализа, прежде чем мы сможем сделать уверенные выводы, но возможно, это помещение служило кухней евреям, скрывающимся от римлян. Последним прибежищем повстанцев стали водосборники, подобные нашему. Это была распространённая практика, однако ещё рано делать выводы касательно наших находок. Они действительно подходят к этой истории, но сначала нужно всё тщательно проверить». Гибсон отмечает, что римско-еврейский историк Тит Флавий Иосиф упоминает нечто подобное при описании осады Иерусалима римлянами: «Они [римляне] разыскивали скрывавшихся в подземельях и, раскапывая землю, убивали всех там находившихся. В этих же минах найдено было свыше 2000 мертвых, из которых одни сами себя убили, иные — друг друга, а большая часть погибла от голода» (Иосиф Флавий, «Иудейская война», книга шестая, глава девятая, пер. Я.Л.Чертка). [В оригинале статьи неточная цитата, собранная из нескольких предложений]
Гибсон связывает большое количество артефактов и археологической информации, найденной в слое I века, с удачным расположением здания. Ситуация, когда развалины на территории крупного города сохраняются нетронутыми, крайне редка, так как жители, как правило, разбирают их на стройматериалы для новых зданий. Однако Иерусалим эпохи Иисуса, разрушенный римлянами в 70 году н.э., был заброшен на 65 лет, пока в 135 году н.э. император Адриан не приказал возвести на руинах новый город (Элия Капитолина). При этом строительство велось на другом конце города, а гора Сион осталась заброшенной. «Развалины домов первого века стояли нетронутыми вплоть до начала византийского периода (IV век)», — объясняет Гибсон. — «Когда жители решили застроить эту территорию, они немного выровняли поверхность, но в целом использовали прежнюю планировку, возведя свои стены на остатках прежних».
Позднее, в VI веке византийский император Юстиниан добавил сюда ещё один культурный слой, в ходе строительства огромного нового собора «Неа Экклезиа» на горе Сион, к северо-востоку от раскопа. Для строительства требовалось вырыть огромные котлованы, а выкопанная земля сбрасывалась вниз по склону, похоронив под собой византийские постройки. «Вся территория была погребена», — говорит Гибсон. — «Ранневизантийские постройки, основанные на двухэтажных зданиях раннеримского периода, были похоронены под тоннами камней и земли. Позднее поверх этого были возведены новые здания. Так образовались культурные слои исключительной сохранности».
Кроме собственно археологического исследования, здесь проходят учебные раскопки студентов Университета Северной Каролины в Шарлотт, ведь это место даёт уникальную возможность познакомиться с запутанной историей города Иерусалима. Помимо римско-еврейского и византийского слоёв, здесь представлены и различные более поздние исламские культуры, от Омейядского халифата до Оттоманской империи (с VII до XX вв.). «Одна из целей нашей экспедиции — образовательная», — говорит Гибсон. — «Здесь можно познакомиться с различными культурами, доминировавшими в Иерусалиме на разных этапах его истории. Исламский элемент этой картины ещё не до конца понят, по крайней мере бытовой аспект. Опять же, нам многое известно о мечетях и медресе и почти ничего — об обыденной жизни. Здесь, на наших раскопках, открыто три слоя: омейядский(VII — сер. VIII вв.), аббасидский (сер. VIII — IX вв.) и фатимидский (IX — XI вв.). Это позволяет нам реконструировать культурную жизнь в домах этих периодов», — говорит он.
Гибсон предполагает, что в будущем раскоп будет открыт для посетителей, однако пока доступ сюда закрыт — до завершения археологических раскопок и работ по консервации и стабилизации памятников. Сейчас здесь слишком опасно для туристов.
Шимон Гибсон © Heritage Daily