Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного дня заключается в том, что в этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
После разгрома восстания Бар-Кохбы и расправы над мудрецами Торы римляне приговорили к смерти рабби Шимона бар Йохая. Рабби вместе с сыном, рабби Элазаром, удалось скрыться в пещере. Там на протяжении 12 лет они постигали великие тайны Торы, которые в дальнейшем были записаны в книге еврейской мистики «Зохар» («Сияние»).
Узнав, что «император умер и его смертный приговор отменяется», рабби Шимон и рабби Элазар вышли из своего убежища и увидели, что люди пашут и сеют, рассказывает Талмуд (Шаббат, 34).
«Забывают люди о жизни вечной и занимаются суетными земными делами!» — с негодованием воскликнул рабби Шимон. И куда бы ни падал его взор, место то мгновенно выгорало, как от пожара. Тогда раздался голос с Небес: «Мир Мой разрушить вышли вы? Возвратитесь в пещеру!» Пошли они обратно в пещеру. Прошло еще двенадцать месяцев, и возроптали они: «Грешников в аду держат не более двенадцати месяцев». Снова зазвучал голос с Небес: «Выходите из пещеры!»
Выйдя из пещеры, рабби Шимон обратился к сыну с призывом к милосердию и терпимости: «Хорошо, что хоть мы с тобой живем жизнью разума в этом несовершенном мире».
В канун субботы встретился им старик с двумя букетами миртовых веток в руке. Спрашивают они: «Для чего собрал ты эти ветки?» — «В честь субботы», — отвечает старик. «А не достаточно ли одного букета?» — «Нет. Один в честь заповеди «Помни день субботний!», другой — завета «Храни!».
«Видишь, — сказал рабби Шимон сыну, — насколько заповеди Всевышнего дороги народу!» И радостно стало на душе у обоих…
Почему Всевышний отправил рабби Шимона и его сына на год в пещеру, ведь, казалось, они уже познали все тайны Торы? Но есть еще одна великая тайна, которая одновременно является чрезвычайно простой истиной: нам всем следует учиться милосердию, терпимости и любви к людям.
«Из глубин взываю к Тебе, Всевышний!» — писал царь Давид (Псалмы, 130). Есть обычай в течение десяти Дней трепета от Рош ха-Шана до Йом Кипура добавлять слова этого псалма к утренней молитве. Великий каббалист Аризаль писал, что на протяжении десяти Дней трепета человек должен стремиться проникнуть в глубь своей души.
В мире существует десять уровней святости: страны мира, святая страна Израиля, святой город Иерусалим, святая Храмовая гора… святой Храм и в конце концов — Святая Святых, в которой хранились скрижали Торы. Точно так же и в душе человека есть десять уровней святости, и каждый день трепета мы проникаем глубже и глубже внутрь себя. В Йом Кипур, последний из десяти дней, мы можем войти в Святая Святых своей души. Там, в глубинах святости души, нет места греху. Оттуда черпает человек силы обновления и очищения души, заслуживая прощение.
В Йом Кипур самый святой человек — первосвященник — мог войти в Святая Святых Храма для того, чтобы увидеть, как в знак прощения еврейского народа Всевышним лица херувимов, расположенных над скрижалями Торы, направлены друг к другу. Не случайно самый святой день еврейского календаря — это День Прощения, Йом Кипур!
Учитель Аризаля рабби Моше Кордоверо, который в XVI веке преподавал в Цфате тайны Торы, написал книгу «Томер Двора», по которой учил людей великому искусству прощения.
«Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшего образа и подобия, — этими словами рабби начал свою книгу. — Всевышний является «обиженным Царем», выносящим обиду, недоступную человеческому пониманию. И действительно, от Творца ничего не скрыто, и энергию для своего существования в каждый момент человек получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает энергию для своего существования и движения от Б-га! И несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не «перекрывает» ему эту энергию, а терпит оскорбление, давая человеку жизненную силу. При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить грех (преступление), ведь в Его власти в любой момент парализовать человека, как произошло с Йеровамом (Цари, 1:13). Всевышний мог бы лишить человека жизненной силы: «Раз ты грешен, греши своей силой, а не Моей», но Он не лишает человека Своей доброты, а продолжает давать ему силу и энергию. Это терпение Всевышнего непостижимо».
Человек должен проявлять терпимость и доброту даже к тем, кто не в состоянии понять и оценить это.
Кто же заслужит прощения в Йом Кипур?
Тот, кто умеет прощать других!
1 комментарий к “Как заслужить прощение в Йом Кипур”
Обсуждение закрыто.
Из Ури Цви Гринберга
НА ПОРОГЕ ОТКРОВЕНИЯ
Автор перевода Михаил Польский
1.
Время входит в меня, заполняется сердца обитель,
словно кличет стада к водопою Пастух – Вседержитель…
Речка чистая там протекает с рожденья родная —
в ней плывут облака, в ней суббот моих рыбы гуляют…
Утром травы в росе, шум листвы в дуновениях нежных…
Сладость спелых плодов летних дней золотых безмятежных…
Ах, я сгинул в тех днях… И уже никогда не напиться
той водой, навернувшейся чистой слезой…
Там лицо молодой моей мамы святой
наклоняется вновь надо мной…
Мама в темя целует меня,
и мгновение длится…
2.
Там отец мой святой обнимает меня и ведёт
на вершину горы Мориа, на высоты высот,
где Шехина… В заветном ларце навсегда
первый детский талит и тфилин, что сложил я туда,
там по синему бархату вышито нитью златой
имя сына родною рукой.
Всё, что сгинуло здесь, чему выпала злая судьба,
живо там, в вышине: наше пенье, и плач, и мольба.
Там великий наш царь, все придворные до одного,
там отец мой и я – продолжение силы его –
пред Шехиной простёрты во прах… И в огне алтаря
под левитов распев очищаются души, горя –
что им блеск и сокровища мира?! Из тени
восстают мои сёстры и мама в легчайших шелках,
словно белые гроздья сирени…
—
Оригинал:
http://jerusalem-temple-today.com/perev/UZG/kamenev/polsky.uzg2.html#55