– С какого возраста можно вести беседы о Б-ге, и как оградить еврейского ребенка от влияния отца-выкреста, который с дочкой встречается дважды в неделю?
Спасибо.
Виктория, США
– Сначала отвечу на первый вопрос: «С какого возраста можно вести с ребенком беседы о Б-ге?» Очень многое в практической реализации задачи, которую Вы перед собой ставите, зависит от возраста ребенка (что в Вашем письме не указано), от атмосферы, в которой он живет, и, конечно же, от того, что Вы вкладываете в понятие «беседы о Б-ге».
Если рассуждать с общих позиций, с ребенком можно говорить о Творце, начиная с 2–4 лет, имея в виду, что дети младшего возраста не воспринимают «отвлеченные философии». Им скорее нужен конкретный рассказ, соответствующий уровню его умственного развития. Еврейская история — поистине кладезь увлекательнейших повествований о наших праотцах и праматерях, о великих Учителях и т.д., которые нетрудно адаптировать так, чтобы Ваш ребенок заинтересовался и понимал их содержание. Но главное — не беседы о Творце, а атмосфера в Вашей семье.
Невозможно переоценить то благотворное влияние, которое может оказать на Вашу дочь повседневное «устройство» жизни матери, когда она видит, что мама старается выполнять Его заповеди. В доме соблюдается шаббат, отмечаются еврейские праздники. Мама ежедневно читает молитвы, произносит благословения. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что от мамы исходят тепло и доброта. Не только по отношению к нему, но и к другим людям, которым она с радостью оказывает поддержку и помощь. Ни в коем случае не следует, укоряя дочь, за что-либо критикуя ее, упоминать Всевышнего. Тем более угрожать от Его имени. Наоборот — надо неизменно подчеркивать, что Творец несет в мир все самое лучшее, самое светлое…
Важно, чтобы у ребенка не создалось впечатление, что еврейская жизнь — «сплошные ограничения», что суббота — «день, когда ничего нельзя», а кашрут — «лишение самой вкусной еды». Чтобы такого не произошло, ограничения, существующие в еврейской жизни, не должны порождать в ребенке ощущение, что у него «трудное детство», но, наоборот — формировать в нем чувство гордости за свой народ.
Все это может быть надежной основой, помогающей оградить ребенка и от влияния отца-выкреста (тут мы переходим ко второму Вашему вопросу).
У отца, который встречается с дочерью, как Вы пишете, дважды в неделю, могут быть перед Вами определенные преимущества. Особенно, если у него есть возможность всякий раз баловать ее, покупая ей подарки, любимые лакомства и т.д. А дома, с мамой, у нее будни, наполненные обязанностями, выполнять которые ребенку далеко не всегда хочется…
Состязаться с бывшим мужем в количестве и качестве доставленных ребенку удовольствий категорически нельзя. Да и нет в этом совершенно никакой необходимости. За Вами главное преимущество: Вы с дочкой — семья. И если Вы, пользуясь изложенными выше рекомендациями, сумеете создать для нее в доме психологически комфортную обстановку, у Вас будет несравнимо больше шансов, нежели у отца, оказывать влияние на формирование личности ребенка. При взаимном доверии в Вашей маленькой семье Вам будет легче проследить, что отец пытается вложить в голову дочери. Впрочем, Вы и без «предупредительных звоночков» можете прямо сказать бывшему мужу, что категорически возражаете против того, чтобы он вел с ней беседы о «своей» религии. Что любое его поползновение в этом направлении Вы воспримете как оскорбление и в ответ будете вынуждены рассказать ребенку правду и объяснить, что ее отец совершил тягчайшее преступление перед Всевышним и еврейским народом. Но, конечно же, самое лучшее — вместе с дочерью максимально дистанцироваться от такого отца.
А пока Вам, на мой взгляд, следует как можно скорее переехать подальше от папы. Туда, где есть достаточно крупная, хорошо организованная еврейская община, которая поддержит Вас и окажет необходимую помощь. Постарайтесь при этом заранее найти в том городе работу, чтобы не дать бывшему мужу повода заявить в суде, что Вы не в состоянии материально обеспечить дочь. Отыскав работу, Вы поступите мудро, если откажетесь от алиментов. Ведь в деньгах, которые он платит на ребенка, нет благословения.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС