Если забудем…

– Я, Дан Гиллерман, израильтянин и еврей, обращаюсь к пережившим Холокост и всем присутствующим на этом историческом форуме. – Так начал свое выступление в зале Организации Объединенных Наций 27 января посол Израиля в ООН. – Еврейское государство – главный гарант безопасности евреев на всей планете. Мне бесконечно жаль, что в 1939 г. Израиля еще не было. И потому Катастрофа могла свершиться. Сейчас мы взываем к миру, – продолжил он, – с предупреждением о том, что страна (Иран) – член ООН призывает стереть еврейское государство с лица Земли. Экстремистский режим Ирана отрицает Холокост и готовит новую Катастрофу. Стоя на этой трибуне, я обещаю, что Израиль будет существовать всегда, и такое ужасное злодеяние против нашего народа больше не повторится.

Более двух тысяч человек, представители многих стран, присутствовавшие в огромном зале ООН, аплодировали израильскому послу стоя. В первый раз в истории, через шесть десятилетий после произошедшей трагедии, наконец-то ООН отмечает Международный День Памяти Жертв Холокоста.

Отныне, по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 г., принятому по инициативе Государства Израиль, за которое проголосовали представители 191 страны, этот День будет отмечаться ежегодно. 27 января 1945 года советские войска освободили самый страшный фашистский концлагерь Освенцим (Польша).

Генсек ООН Кофи Аннан, находящийся в это время на Всемирном экономической форуме в Давосе, обратился к собравшимся в зале с огромного экрана, установленного над трибуной:

«Миллионы ни в чем не повинных людей погибли, – говорит он. – И мы должны дать отпор безумным фанатикам и изуверам, кем бы они не являлись, которые отрицают Катастрофу. Во имя будущего мы обязаны помнить о Холокосте».

Стоит отметить, что этот день – 27 января – также 61-я годовщина с того дня, когда советские войска похитили, а позже сгноили в советских концлагерях спасителя десятков тысяч евреев – Рауля Валленберга, сводного брата жены Кофи Аннана. Сердце защемило, когда на том же экране появлялись веселые, милые лица еврейских детей и их родителей, которые были зверски (разве звери так могут?) загублены в различных немецких концлагерях.

Габер Неуман (4 года), убит в Освенциме, Марина Смаранская (3 года), из Риги, Мара Коблик (7 лет), Хая (1 год) и Маша (2 года) Куцер – погибли в Замброве (Польша) и другие (фотографии из музея Яд-Вашем, Иерусалим).

Это крошечная часть из миллионов погибших.

Накануне, 26 января, в ООН проходила торжественная церемония зажигания шести поминальных свечей. И первую свечу зажигала наша соотечественница, выжившая в Слонимском гетто (Белоруссия), Любовь Абрамович. В гетто она потеряла мужа, годовалого сына, родителей, брата, а потом мстила фашистам, сражаясь в партизанском отряде.

Следующие свечи зажигали узники концлагерей из Польши, Венгрии, Голландии, Австрии.

«Я БЫЛА НЕ ЖЕНЩИНА, А ПРОСТО НОМЕР»

На трибуну, опираясь на руку сына, поднимается пожилая Герда Вейссман-Клейн. Она говорит тихим голосом, медленно, но все слушают ее с огромным вниманием, и в глазах людей слезы, даже у мужчин. Она родилась в 1924 году в Польше. В сентябре 1939 г. в город пришли фашисты, убили брата, а Герду с родителями отправили в концлагерь. От голода, холода, изнурительного труда люди умирали. Тех, кто не мог работать, сразу отправляли в газовые камеры.

– Однажды я тяжело заболела, – рассказывает Герда. – В полуобморочном состоянии меня усадили так, чтобы со стороны выглядело, будто я работаю. Это спасло мне жизнь. Родители погибли. В конце войны, когда к Чехословакии подходили советские войска, нас пешком погнали в Германию. Фронт приближался. Эсэсовцы загнали нас в заминированный дом и ушли. Из 2000 человек осталось в живых только 150. Мне был 21 год, и я весила 31 кг. Находясь возле дома на улице, я вдруг заметила приближающуюся необычную машину без свастики. Из машины вышел военный и спросил: «Кто ты?»

– Еврейка.

– Я тоже.

Это был самый счастливый час в моей жизни. Он захотел пройти в дом, где лежали больные и умирающие молодые женщины. Говорил вежливо и, открывая дверь, пропустил меня вперед. Это меня глубоко потрясло. За шесть лет лагерей я привыкла, что я просто номер, а не женщина.

Лейтенант Курт Клейн – так звали военного – родился в Германии в 1920 г. Когда ему было 16 лет и положение евреев в Германии сильно ухудшилось, родители отправили его в Америку, в Баффало. Работая на нескольких работах, мальчик пытался помочь родителям выбраться из Германии. Они добрались до Франции, но там тянули с выдачей выездных виз, и в конце концов отправили их в Освенцим, где родители и погибли.

Курт воевал с фашистами в составе американской армии. Благодаря хорошему знанию немецкого языка служил в разведке. И однажды он обнаружил дом, в котором находилась Герда…

Позднее они поженились и уехали в Америку. Курт также помог организовать выезд группе немецких заключенных. Оказалось, что это были беженцы из концлагерей. В 1987 г. один из тех, кому Курт помог, сообщил, что среди них был знаменитый Оскар Шиндлер.

После войны Герда Вейссман-Клейн стала известной писательницей, они с Куртом создали несколько документальных фильмов. В 1996 г. фильм о ней «One Survivor Remembers» («Пережившая Холокост вспоминает») был удостоен премии «Оскар».

Они создали действующий до сих пор фонд пропаганды взаимопонимания и терпения.

На сцене хор «Замир» из Бостона. В прекрасном исполнении звучат волнующие печальные песни гетто и концлагерей.

«Когда я впервые занялся исследованием музыки Холокоста, – говорит основатель и дирижер хора Джошуа Джекобсон, – я был потрясен глубиной боли и страданий, которые выражали эти напевы. В то же время это были песни протеста и песни, призванные поддержать надежду. Мы хотим донести до вас мысли, чувства и голоса тех, кого нет с нами, тех, кто, живя в нечеловеческих условиях, до самого конца оставались людьми в окружении бездушных фашистских чудовищ».

ВСТРЕЧА В РОССИЙСКОЙ МИССИИ

На памятном торжестве в ООН среди присутствующих в зале была большая группа бывших узников концлагерей и ветеранов войны из Бруклина, и с ними организатор поездки, президент COJECO Алик Брук-Красный. По его инициативе в тот же день ветераны посетили Российскую миссию при ООН.

«Мы должны поблагодарить представителей России за великий вклад страны в победу над фашизмом, – сказал Брук-Красный, – и за то, что именно советские войска 27 января 1945 г. освободили Освенцим, спасая тех немногих, кто еще оставался в живых».

В Российской миссии ветеранов встретили тепло и радушно. Взаимно было сказано много добрых слов. Президент Нью-Йоркской Ассоциации узников гетто и концлагерей Семен Ройтблат, вице-президент Михаил Сирота, Михаил Зембель (узник Могилев-Подольского гетто), ветеран войны Моня Штаркман, председатель Совета ветеранов Леонид Розенберг, Павел Вишневский, Александр Волкович, Сима Будман и другие рассказывали о тяжелых днях оккупации, о зверствах фашистов, благодарили Советскую армию за освобождение. При этом они выражали свою тревогу по поводу растущего антисемитизма в России.

Фира Стукельман пригласила постоянного представителя России при ООН Андрея Денисова на предстоящее в воскресенье, 5 февраля, торжественное собрание в Шорфронте (на Брайтоне), также посвященное Дню Памяти Жертв Холокоста.

Теперь, когда фашизм всех мастей – исламский, российский и другие – отрицая Холокост, набирает силу, мечтая о реванше, мы особенно отчетливо понимаем, как нам необходима эта память.

Захор – Гедэнк –

Remember – Помни!

Never again – Никогда больше!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора