На прошлой неделе Министерство финансов США сообщило о санкциях, которые могут быть наложены на конкретные компании участников «Братского круга» — международной и многонациональной преступной группировки, в основном базирующейся на территории бывшего Советского Союза, а также на Ближнем Востоке, в Европе, Африке и Латинской Америке.
Пока в списке нашего Минфина числятся 16 членов «Братского круга», и 24 июля, в соответствии с президентским исполнительным указом №13581, были названы принадлежащие «браткам» компании «Aвуар OOO» в России и Guga Arm SRO в Чехии. Санкции предусматривают замораживание всех активов этих компаний, которые находятся в юрисдикции Соединенных Штатов, а также запрещают любые их сделки с гражданами США. ООО, то есть общество с ограниченной ответственностью, — то же самое, что у нас LTD.
В июле 2011 года президент Барак Обама подписал распоряжение №13581 — 28-страничный документ под названием «Стратегия борьбы с транснациональной организованной преступностью» (Strategy to Combat Transnational Organized Crime), где были указаны четыре такие группировки: японская «Якудза», итальянская «Каморра», мексиканская Los Zetas и восточноевропейская преступная организация «Братский круг», она же «Семья одиннадцати» и она же «Двадцатка». В документе разъяснялось, что «Братский круг» — некое политбюро бывшей «русской мафии», которая разрослась до масштабов «многонациональной группировки, базирующейся в основном в бывшем Советском Союзе, но распространяющей свою деятельность на Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку». Входящая в этот круг братва, разъясняла новая американская стратегия борьбы с ней, «исповедует общую идеологию, основанную на традиции «воров в законе», которая стремится распространить свою форму преступного влияния на весь мир». Это влияние было признано угрозой национальной безопасности США.
В опубликованном летом 2011 года тексте «Стратегии борьбы с транснациональной организованной преступностью» упоминались только два участника «Братского круга», ни один из которых по отмеченной там же «традиции «воров в законе» этому титулу не соответствовал. Это бывший киевлянин Семен Юдкович Могилевич и харьковский хакер Сергей Ястремский. Затем «Братский круг» расширили до 16 участников, введя туда реальных «воров в законе» Захария Калашова (Шакро-молодой), ныне покойного Аслана Усояна (Дед Хасан), его племянника Темури Мирзоева (Тимур Свердловский), а также братьев-«законников» Лашу и Кахабера Шушанашвили (Лаша Руставский и Каха Руставский) с их первым помощником Кобой Шемазашвили (Коба Руставский). Кроме шести грузинских воров в «Братский круг» вошли три киргиза — «вор в законе» Камчыбек Кольбаев (Коля-киргиз) с его подручными Анапияевым и Касеновым, а также «славянские воры» Владимир Вагин (Вагон) и Василий Христофоров (Вася Воскрес). Туда же Министерство юстиции США ввело ташкентца Гафура-Арсланбека Ахмедовича Рахимова (Гафур), которого вместе с Салимом Абдувалиевым считают криминальными авторитетами, которые влияют не только на теневую экономику, но и на политику узбекского правительства.
В том же списке оказался «славянский вор в законе» Владислав Леонтьев с двумя подручными — Александром Мануйловым и Лазарем Шайбазяном. По данным российских правоохранительных органов, Владислав Леонтьев по кличкам Вадик Белый и Белобрысый — 42-летний уроженец Горького с паспортами Венесуэлы, Ганы и Греции. Последнее время Леонтьев живет в Дубае, где, по словам корреспондента «Московского комсомольца» Евы Меркачевой, «радушно принимает россиян, которые приезжают специально за помощью и советами». В России он числится в федеральном розыске за противозаконные сделки с драгоценными металлами и наркотиками, что Меркачева с его слов назвала преступлением, срок давности наказания за которое давно истек. В недавнем интервью по телефону она спросила Леонтьева, за что он попал в список самых опасных преступников современности, утвержденный лично президентом США. «Список есть, я в нем есть, — ответил Вадик Белый. — Но если я совершил преступление, то меня надо арестовать и посадить в тюрьму. В Америке в последний раз я был в 1998 году. И тогда они ко мне претензий не имели. Сейчас я думаю, что это какая-то политическая акция. Самое интересное, что я не понимаю, кому это надо? В Америку я и не собираюсь».
Действительно, что ему делать в Америке, которая решила заморозить все активы Леонтьева. Компания «Авуар», которую он якобы контролирует, находится в Самаре и занимается «денежным посредничеством», а также торгует лесостройматериалами и сантехническим оборудованием, а также пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, но вряд ли эта торговля проходит в юрисдикции судов Соединенных Штатов.
Интересно другое, а именно круг занятий упомянутых нашим Минфином помощников Леонтьева, которые также включены в «Братский круг». Александр Мануйлов, он же Саша Самарский — не только директор компании «Авуар», но и председатель совета директоров самарского банка «Волга-кредит». 19% акций банка принадлежат ему и 11% — «Авуару». По итогам 2011 года банк «Волга-кредит» получил прибыль в размере 35,8 млн рублей.
Компания Guga Arm SRO зарегистрирована в чешском городе Карловы Вары, и ее главой, единственным членом правления и владельцем всех 100% акций назван Лазарь Шайбазян — гражданин Узбекистана армянского происхождения. По некоторым данным, сейчас Шайбазян на родине, где он контролирует предприятия горнодобывающего комплекса и металлургии, а также асфальтирование автомобильных дорог. Другими словами, бизнес-империя «вора в законе» Михаила Леонтьева куда шире, чем ее установило и обозначило Министерство финансов Соединенных Штатов. То же можно сказать и про «Братский круг». Взять с них по американским законам практически нечего, хотя юристы говорят, что в электронном полете денег через американские банки эти суммы могут быть остановлены и перехвачены. Но если это знают законники, то и «противозаконникам» это тоже известно.