– Рав, есть вещь, которую я плохо понимаю: почему в современном Израиле празднуют Хануку? Ведь это символ победы отсталых религиозников над просвещенными реформаторами, которых поддерживало все прогрессивное эллинистическое человечество. А в гербе Израиля даже Менора списана не у Раши или Рамбама, а с арки Тита, где на ее подножии римляне разместили своих зверей. Да и какая связь между древними Маккавеями и спортивным обществом «Маккаби», в чемпионатах которого я неоднократно участвовал? Помнится, коэны, занимавшиеся атлетикой, причем, по греческой традиции, обнаженными на стадионах, были по другую сторону баррикады…
– Мне очень нравится ваш вопрос, и меня это тоже изрядно удивляет. Но сперва я бы хотел сказать, что Ханука — один из тех праздников, которые устоялись в народной памяти и чрезвычайно связаны с воспитанием «еврейского» в еврее. Лично для меня Ханука — это воспоминание детства, день, которого мы очень ждали. Мы жили на улице, где 90% составляли евреи (Абрам, Зяма, Хонке, Сара, Лея…). Мы, дети лет шести-семи, шли по улице, обходя всех еврейских соседей, и каждый нам с удовольствием давал деньги — «ханука-гелд». И во всех домах готовили традиционные латкес.
– То есть для вас Ханука — день гастрономический и удачного «бизнеса»?
– А как же! Все эти вещи в «пазле» играют свою роль.
– Вы хотите сказать о «положительном подкреплении», как это называют психологи? Еврейское с детства ассоциируется с приятным?
– Да, и это приятное затем, уже в осмысленном возрасте, влияет на твое будущее, помогает искренне прийти к Торе. По крайней мере, уменьшает сопротивление к еврейскому. Люди, у которых в детстве было подобное, даже если они сейчас нерелигиозны, не испытывают отторжения, неприятия по отношению к путям своего народа.
– У меня, увы, нет подобных воспоминаний, разве что про Дедушку Мороза и ночную новогоднюю передачу из Кремля со «звездными» концертами и речью Генерального секретаря. Возможно, поэтому мой путь к Торе был дольше и проблемнее?
– Возможно. Хотя кому-то именно психологический комфорт вокруг еврейского мешал двигаться дальше. Все же и так вкусно и выгодно! Зачем еще соблюдать Субботу? Я знал такого парня… Мы, будучи детьми, понимали, что за этими деньгами есть религиозный аспект. А «бизнес» действительно шел прекрасно, я собирал аж до пяти рублей! И все евреи ждали, готовили денежки заранее.
– Рав, вы из Литвы, «советского Запада», у вас евреи свободнее себя чувствовали. Хотя, помнится, литовцы не хуже нацистов зверствовали во время Холокоста.
– Да. Но в то время местные уже гораздо больше не любили русских и поэтому к евреям относились более терпимо. А когда мы начали выезжать из страны, литовцы вообще стали евреев сильно уважать — ведь мы оказались смелее!
– Таки евреи смелые люди?! Не только за книжечкой умеют сидеть? Вот вам и Ханука!
– Давайте сперва разберемся, что такое Ханука. Во времена Второго Храма, в III веке до «нашей эры», греки «не только запретили сынам Израиля исповедовать свою веру, изучать Тору и исполнять ее заповеди, но наложили руку на их имущество, на их дочерей». Они ворвались в Святилище и осквернили святыни. Сделали 13 проломов в стенах Храма, чтобы подчеркнуть: у евреев нет ничего особенного и тем более святого, а их Храм — просто обычный дом и место собраний для всех желающих.
– Христианское «несть эллина, несть иудея» Павла — отсюда?
– Ну, христианство возникло века на три позже, хотя корни — да, действительно здесь. А само слово «ханука» на иврите состоит из двух слов. Первую часть переведем как «расположились», вторую — как число 25. По объяснению наших мудрецов, все слово вместе означает «расположились на отдых двадцать пятого (Кислева)» — после победы над греками на первом этапе войны. А второе возможное значение — название «ханука» подразумевает «ханукат амизбеах», обновление и освящение жертвенника.
– Но где же здесь герои-Маккавеи? Отдых, религиозные празднования. Разве Ханука — это не символ героизма и военной мощи Израиля?
– Не спешите, Арье. В первый день Хануки мы говорим три благословения. Первое — на зажигание свечей, третье — на время самого празднования. Они общие для большинства праздничных дней. А вот второе благословение, самое длинное, очень любопытно. В нем заложена целая концепция Хануки, да и, пожалуй, всей еврейской жизни. Там говорится: «в те дни, в наше время». Что было тогда, «в те дни», понятно — великие чудеса, победа горстки неподготовленных в военном отношении солдат над лучшей армией мира. Уже два поколения подряд только «огреченным» евреям позволялось держать в руках оружие! Кстати, сирийские греки впервые применили в бою слонов — в те времена это было почище любых танковых соединений! — именно против евреев. Даже это не помогло. На нашем «совивоне», праздничном волчке, написаны первые буквы слов: «Чудо великое случилось там».
– Чем-то мне это напоминает войну 1973-го года, когда пару танковых батальонов остановили полторы тысячи египетских и тысячу сирийских танков, внезапно ринувшихся на Израиль. А помнится, в Израиле текст немного другой?
– Да, в Эрец Исраэль одна буква отличается, там выходит: «Чудо великое случилось здесь». В общем, помнить о ханукальном чуде евреи приучаются с раннего детства. Между прочим, детский обычай «совивона» — ровесник самой Хануки: он возник сразу, прямо во время тех событий.
– Рав, но причем тут «наше время»? Или и сейчас, когда ракета из Газы либо Ирака падает на дом и все остаются живы, надо немедля от радости крутить «совивон»? Это ли имеется в виду — что чудеса продолжаются?
– Хороший вопрос. С одной стороны — да, мудрецы намекают нам, что чудеса продолжаются, и Всевышний хранит народ Израиля. Но с другой, здесь заложено сообщение, предупреждение: чтобы чудеса продолжались, необходимо еврею постоянно быть начеку. Чтобы его не захватил тот или иной современный «эллинизм».
– Рав, вот мы и добрались к моему первому вопросу. Не станете же вы утверждать, что современное Государство Израиль построено строго по законам Торы? Мне кажется, большей «порнографии», чем израильская политическая жизнь, особенно перед выборами, трудно и представить. Может быть, только в России и Зимбабве есть что-то похожее. А чудеса продолжаются, да и само существование Израиля — это чудо.
– Ну, России нас не переплюнуть! А существование не только Государства Израиль, но и всего еврейского народа — это чудо. Посмотрите хоть по голосованиям в ООН, как нас «любят». На днях разве что ленивый не вызывал на ковер израильского посла — чего это там «пархатые» у себя дома строить собрались?!
– Вы хотите сказать, что нам сегодня нужны новые Маккавеи?
– Конечно, нам всегда нужны новые Маккавеи. Мы говорим о чуде, которое происходит «в те времена, в наши дни». Это как бы, в своих корнях, то же самое чудо, — но всегда совершенно новое. И причины его могут сильно отличаться в деталях. Духовная причина этого чуда ныне, как мне видится — массовое возвращение евреев к своим корням. Можно сказать — к наследию Маккавеев.
– Но Израиль-то сегодня выставляет себя «западной демократией», а не теократическим государством! Да и свежие примеры «теократий», типа Ирана, Саудовской Аравии или, скажем, новейшего Египта, не выглядят чересчур привлекательно.
– Пожалуй, можно сказать, что «западный» и «демократический» характер Израиля в определенной степени и есть «огречивание» нашего народа. Какие идеалы у западной демократии? «Три М» — «Макдоналдс», Мадонна, Майкл Джексон. Хотя, может быть, это уже устарело? А еще?.. Я бы сказал, великий принцип современной демократии — «дайте мне жить и не принуждайте меня к тому, чего я не хочу!». Но ведь и греки исповедовали философию Эпикура: «Живи, пока живется!» Сексуальные и прочие свободы нынешнего «демократического мира» до боли напоминают аналогичное у греков…
На фоне грубого принуждения, в советском или корейском духе, это выглядит, конечно, вполне привлекательно, но… Где духовная жизнь Запада? В прошлом! Не случайно ислам сегодня столь легко захватывает прежние западные «твердыни» — кроме пушек и скандалов со сжиганием Корана Западу просто нечего ему противопоставить.
– Ну что вы, рав! А мускулы? Сегодня ведущие спортсмены — или африканцы, или ребята с Запада. В крайнем случае, россияне — лучшие боксеры теперь с просторов СНГ, а чемпион мира по боксу Кличко даже создал (за месяц!) на Украине популярную партию, получившую 40 мандатов в парламенте — тогда как, скажем для сравнения, давно известные в Израиле религиозные партии «Агудат Исраэль» и «Дегель А-Тора» претендуют там на 2–3 мандата. Разве что ШАС покруче… Кулак стóит, в глазах населения, подороже головы.
– Опять вы, Арье, ерничаете. Хотя возразить, пожалуй, нечем. Самое удивительное, что Маккабим — тех, кто поднял восстание против «западной демократии» того времени, тех, кто воевал против фетишей Греции: красоты тела, физической и военной мощи в качестве главной сути и цели человека и общества — их-то и делают «символом спорта» и «образцовыми солдатами»! Не знают (или притворяются), что именно против этого и боролись Маккабим! В самом слове «маккабим» заложен смысл их идеалов: «ми-камойха беЭлоким, Ашем?!» — «Кто как Ты среди богов, Всевышний?!». Когда еврейские спортивные команды, нередко выступающие даже по Шаббатам, называются «Маккаби» — это полнейшая профанация.
– Ну уж извините, ребе, это не простая профанация, а целенаправленное промывание мозгов. Посмотрите, наши родственнички, арабы, празднуют все свои поражения от Израиля в качестве «великих побед». Это же так очаровательно — использовать имя своего противника как символ собственного успеха!
– Любите вы сильные выражения… Вещи действительно доходят до абсурда, и не только в египетских «парадах победы». Вот реальная история. Парень женился, и в брачном договоре было указано: куда едет его команда (он был завзятым болельщиком), туда едет и он. А если жена препятствует — то развод и девичья фамилия. Потом он еще выступал по израильскому телевидению, хвастался своей «верностью любимой футбольной дружине»… То, что израильские «Олимпийские игры» называются «Маккабиадой» — тоже абсурд. Олимпиада — религиозный символ Греции. Проводилась она в честь богов, уютно устроившихся на горе Олимп. В их, греков, культе тела чемпион по бегу или прыжкам был «избранник богов», его статуи по городам и храмам расставляли.
В идеологии, в понимании мира современного «прогрессивного еврея» завоевание международного титула, принятие в ПЭН-клуб, должность профессора Оксфорда и т.д. — короче говоря, «признание в мире его достижений» — высшая цель и награда. А вы помните, как мир отнесся к убийству израильских спортсменов в Мюнхене, куда они поехали именно на Олимпийские игры? Мягко сказать — прохладно. И как сегодня встречают все попытки нашей гуманности к военному противнику, или даже, бери выше, явно проарабские решения большинства израильских судов…
– Да уж… Целый поселок сейчас разрушают, потому что левые умники посоветовали арабу заявить, что он построен на его земле — хотя купчую, документов никто отродясь не видел. Выглядит, как анекдот: в мире вопль про «израильский апартеид», «угнетение несчастного арабского меньшинства» — а израильские правые постоянно твердят про угнетение в Израиле евреев.
– Вот видите, Арье, у каждого свое «чудо». Правда, чудеса политики делаются довольно топорно.
– Но ведь Маккавеи тоже были «политиками»! Они же и их потомки больше ста лет царями «проработали».
– Для них, да и во всей истории Хануки политика не была главной. Не забудьте, Маккавеи — потомки Первосвященника, который являлся «главным политическим представителем» Израиля перед Б-гом.
Вот то главное, что создала для нашего народа Ханука. Ханука — основа «памяти на поколения». Рассказывает древний мидраш: когда Аарон расстроился, что не сможет принять участие в освящении переносного Храма, Создатель утешил его: «Храм рано или поздно будет разрушен. А твои потомки зажгут огни Хануки, которые никогда не потухнут!»
Рав Дреслер объясняет, что самопожертвованием своим Маккабим удостоились «раскрыть внутреннюю точку света Торы, которая отныне вечна и неотменима. И этот свет будет отныне стоять против любой духовной тьмы, против любого сокрытия Б-жественного Присутствия в мире — из поколения в поколение». Знаменитое чудо с маслом из маленького кувшинчика, горевшим восемь дней — оно символ «свечи Торы», неумирающего света в жизни нашего народа.
– Так к чему все-таки больше относится Ханука — к истории, к религиозной доктрине, к текущей современности?
– Мы никогда не находим у мудрецов, в Традиции только «исторические моменты». Главное в этом — образцы и пути служения Творцу. А смысл возжигания свечей на Хануку из года в год — «чтобы помнил человек о чуде и пробудился постигнуть его причину. И так он приблизился к изучению Торы Всевышнего, к служению единственному и истинному Б-гу». Это тоже рав Дреслер.
Ханука — это не только «праздник поедания пятнадцати миллионов пончиков» (как по статистике в Израиле) и латкес, кстати, очень вкусных, а праздник чуда нашей постоянной близости с Б-гом. Которая и приходит, как свойственно настоящему чуду, через наше самопожертвование при выполнении Его воли.
– Рав, мне кажется, здесь уместно наконец задать вопрос, который мучает меня давно: как удалось советским коммунистам так быстро и так основательно вытоптать почти все «еврейское» в евреях?
– Хофец Хаим сказал, в чем разница между древними греками и Советской Россией. В древности евреи готовы были отдать жизни за свои идеалы, и поэтому они в конце концов победили; а в России прослойка «эллинизированных евреев» типа Троцкого, Свердлова и так далее, были готовы отдавать свои жизни за прямо противоположное — за искоренение Торы в своем народе! Но даже в советское время «не все было потеряно». Когда, во время правления Сталина (!), в Тбилиси собирались разрушить синагогу, евреи легли на мостовую перед святилищем — и никто ничего не сумел сделать! Это там и тогда, где и когда легко уничтожались миллионы людей «за просто так». Но нашим братьям из Грузии светил свет Маккабим!
Хаг Ханука самеах, и пусть этот свет всегда светит в наших душах и наших делах!
– Спасибо, рав! А следующую нашу беседу мне бы хотелось посвятить…
– Арье, помилосердствуйте! Я сам до сих пор не понимаю, как вам удалось меня «заарканить» — прежде я удачно отбивался от газетчиков. Вы же знаете, с каким трудом я нахожу время для наших встреч, сколько раз мы их переносим… Дайте мне передохнуть несколько недель, дел невпроворот.
– Ну, рав, рассчитывать на милосердие от журналиста — это как на вегетарианство от акулы. Но проявлю, раз вы так настаиваете, несвойственную себе гуманность. Только, пожалуйста, не слишком надолго, а то публика к вашим интервью пристрастилась, того и гляди начнут стучать кулаками и требовать. Счастливой и светлой вам и вашим близким Хануки!
Беседовал Арье ЮДАСИН