Тора — библиотека ресурсов

Сюжеты и персонажи Торы имеют разные «измерения». В «базовом» варианте сюжет Торы — это события истории. Именно так воспринимают Тору те, кто читает ее первый раз. Но существует и более продвинутые (advanced) подходы к пониманию смыслов сюжетов Торы. Автор Торы Вс-вышний «вложил» в нее «высотные» и «глубинные» смыслы.
«Высотные» включают построение путей от человека к Вс-вышнему (вверх по «лестнице Яакова»). «Глубинные» — в глубь внутреннего мира человека (подобно колодцу, камень с устья которого отодвинул Яаков).
Разные персонажи выражают различные части нашей личности.
Существуют два пути:
– от Торы — к себе;
– от себя — к Торе.
Первый — «базовый», он предлагает нам проецировать Тору внутрь себя, организуя процесс под «девизом» «Луч света в темном царстве». «Тора Ор» — Тора это свет, который «разгоняет тьму» нашего внутреннего мира, организуя и структурируя процессы внутри нас. Благодаря Торе мы можем активировать аспекты нашего «Высшего Я» (Self), давая им полномочия и «технологии» управлять низшими частями. В наших творческих планах — написание «библиотеки ресурсов Торы» с «ключами доступа» к технологиям.
Может быть и «встречное» движение: «От себя — к Торе» — для «новаторов». Сказано, что каждое поколение должно открывать в Торе новые смыслы. Обычно новые смыслы (на языке иудаизма — хидушим) открывают большие мудрецы, которые сочетают в себе авторитетность и новаторство. Такими авторами были, например, Аризаль, Бешт, рав Гирш, династия Любавичских Ребе, рав Кук или современный автор — главный раввин Англии рав Сакс.
Но существует и интересный промежуточный вариант. Когда человек со свежим взглядом читает сюжет Торы, у него может «кликнуть» и он заметит новый смысл в сюжете («прольет новый свет» на Тору), и человечество получит новые ресурсы из Торы. Этот путь требует тщательности, так как чтобы правильно толковать Тору, необходимо владеть базовыми принципами интерпретации.
В последние несколько десятилетий в религиозное еврейство влился большой поток баалей-тшува — «неофитов», которые пришли к еврейству во взрослом возрасте, имея за плечами интересный и разнообразный жизненный опыт. Особенно интересен «лагерь» русскоязычных баалей-тшува, имеющих уникальный сплав (багаж) опыта и переживаний.
У наших «неофитов» часто присутствует свежесть взгляда, позволяющая им удостоиться «узреть» в Торе «свежие» глубокие смыслы и идеи. Но многие из наших новаторов, имея свежесть взгляда, не имеют авторитета, поэтому их идеи не могут «автоматически» стать общееврейским достоянием.
Выход — соединить свежесть взгляда новаторов с мудростью экспертов. Новатор генерирует идеи и посылает на экспертизу авторитету, который оценивает идею на ее адекватность принципам Торы.
Возможен и промежуточный вариант — «обогащение руды». Если у нас будет очень много идей и слишком занятый авторитет, то можно включить в систему промежуточный «фильтр» — человека с достаточно новаторским взглядом и при этом достаточно знающего, который сможет оценить ценность идеи и отсеять неадекватные (подобно конкурсам талантов, на которых сначала происходит отсев, а потом оценка лучших).
Подобная работа с Торой может быть названа «краудсорсинг», массовое творчество — но с двухступенчатой экспертизой.
Приведу пример новаторского инсайта на главу «Ваишлах».
Один из смыслов противостояния «Яаков против Эсава» — это «творчество против внутреннего саботажа». Сказано в Торе, что Яаков, готовясь к столкновению с Эсавом, разделяет своих людей на два лагеря (на иврите — Маханаим). Если на один нападут, другой спасется. В этом сценарии есть «патент» — как делать важную работу, преодолевая внутреннее сопротивление.
Пользуясь идеей из Торы, мы должны планировать два важных дела. И если одно буксует (напал Эсав), мы переключаемся на другое и совершаем в нем прорыв, минуя баррикады. Так мы преуспеваем, используя опыт из Торы для продуктивной работы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора