Проживающий в пригороде Атланты в штате Джорджия иммигрант из бывшего СССР Яков Дубин обратился в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка в Манхэттене с иском, обвинив мэрию и комиссара городской полиции Рэймонда Келли в нарушении его гражданских прав, неправомерном аресте и злонамеренном судебном преследовании. Истец требует с ответчиков больше 4 млн долларов.
49-летний Дубин занимается торговлей недвижимостью и торгует книгами в Интернете. В августе 2011 года он с женой и двумя детьми-подростками прилетел в Нью-Йорк, и они гуляли по манхэттенскому Сентрал-парку. Как написано в его иске, Яков остановился у скамейки, чтобы завязать шнурок на туфле, наклонился и увидел «лежавшую на земле под скамейкой старую и грязную женскую сумку». Он попытался найти владелицу сумки, а его жена с детьми искали полицейских парка, а когда это не получилось, Дубин открыл сумку, где, по его словам, лежали «27 долларов и старая щетка для волос, но не было никаких документов».
Далее в иске сказано, что, «не найдя документов, Дубин вынул из сумки деньги, чтобы затем передать их полицейским», но когда он уходил, его остановили четыре полицейских в гражданской одежде. Оказалось, что в этот день городская полиция проводила в Сентрал-парке операцию «Счастливая сумка» (operation «Lucky Bag»), по ходу которой оперативники подбрасывали такие сумки и ждали, как поведут себя те, кто их нашел. Присвоение чужого имущества считается преступлением.
Дубина арестовали по обвинению в мелкой краже. Он пытался объяснить ситуацию и показывал 100 долларов, которые только что снял со своего счета в банкомате, поясняя, что ему не нужны чужие деньги, но ему надели наручники. Глядя на это, 17-летняя Мишель, дочь Якова, разрыдалась, и полицейский якобы утешил ее словами: «Не волнуйся, мы посадим твоего папу в хорошую тюрьму», на что остальные копы дружно рассмеялись. Дубина несколько часов продержали под замком в участке при Сентрал-парке, обвинили, выдали повестку в суд, отпустили, и через месяц он вернулся в Нью-Йорк, где по соглашению с прокуратурой признал себя виновным в нарушении общественного порядка и уплатил за это 120 долларов штрафа.
В интервью газете New York Post Яков рассказал, что раньше бывал в Городе Большого Яблока раз-два в год, так как его детям «нравятся шоу и Бродвей», но теперь ноги его здесь не будет. «Я не собираюсь отдавать мои деньги городу, где арестовывают без причины, — объяснил он. — В Джорджии считают, что я это придумал, никто не верит, что человека могут арестовать просто так». Якову Дубину кажется невероятным, что нью-йоркские власти тратят деньги на то, чтобы пять полицейских целый день сидели в кустах, высматривая таких, как он. Вспомнив Советский Союз, он сообщил, что в 1980-х годах его арестовали за протест против запрета евреям уезжать в Израиль, но в советской милиции, в отличие от американской полиции, его избили.