– Здравствуйте, рав Эссас!
Много лет думала о гиюре. Когда-то меня отговорила мама. Но я продолжаю думать.
Я уже замужем за неевреем, а желание не пропадает. Мой муж — атеист, ему все равно, чем я увлечена, лишь бы это не мешало течению его жизни. В целом мы с ним хорошо ладим.
Скажите, пожалуйста, буду ли я входить в список тех, кому гиюр запрещен?
Рыся, Россия, Пермь
– В Вашем письме прочитывается некая, вполне вероятно, интуитивная, но в общих чертах правильная оценка собственной ситуации в вопросе о возможности пройти гиюр. Однако же Ваша позиция, безусловно, требует уточнений.
Прежде всего подчеркну, что списка категорий людей, «кому гиюр запрещен», в нашей традиции нет и быть не может. Мы никого не зовем в наши ряды. Тем не менее дорога присоединения к еврейскому народу открыта, в сущности, перед каждым, кто выбирает ее искренне, обдуманно и всерьез. Но при этом бывают такие обстоятельства, которые могут направить человека в его духовных поисках по иному пути, когда гиюр — нереален. И в плане «космическом», и в чисто практическом.
У Вас, как мне видится, тот самый случай.
Поскольку Вас много лет, как Вы пишете, не покидают мысли о гиюре, это, полагаю, стало неотъемлемой составной частью Вашей духовной жизни. И вместе с тем мне не совсем понятно, что для Вас гиюр, на чем основано это Ваше желание. На стремлении приблизиться к Творцу мира, приобщиться к высокой духовности?..
Судя по содержанию Вашего письма, Вы, как мне кажется, все эти годы недостаточно ясно представляли себе, что присоединение к еврейскому народу (гиюр) означает полное и окончательное принятие не только еврейского мировоззрения, но и еврейского образа жизни, с соблюдением всех наших законов во всех жизненных сферах. В общественной (в том числе и среди неевреев), семейной, бытовой. Что, завершив процесс гиюра, человек переходит на качественно иной жизненный уровень, который невозможно поддерживать в одиночку. Но только в среде людей (семья, еврейская община), разделяющих наши высокие духовные идеалы, людей, осуществляющих задачи, которые поставил перед нами Всевышний.
Вы замужем за неевреем. И тут не имеет уже принципиального значения даже то, что он атеист. Важно, что Вы взяли на себя обязательство построить семью именно с ним, с этим конкретным человеком. Поэтому Вы и не можете проходить гиюр. Ведь мы с Вами знаем, что присоединение к еврейскому народу — не «увлечение», на которое он мог бы не обращать внимания.
Судите сами. Как будут сосуществовать под одной крышей муж и жена, если у них не только разные мировоззренческие установки, но и разные взгляды на устройство семейного быта? Как в такой атмосфере им воспитывать детей? Какие представления о мире, какие жизненные принципы усвоят их дети из противоречивых родительских наставлений? И т.д. и т.п.
Вы с мужем, как сказано в Вашем письме, «очень хорошо ладите». И это в семейной жизни очень ценное достижение, открывающее возможности лучше и лучше узнавать друг друга, что ведет к истинному взаимопониманию.
Продолжайте интересоваться еврейским мировоззрением — делиться с мужем своими размышлениями о мироустройстве, впечатлениями о прочитанном, стараясь тем самым вносить в атмосферу вашего общего дома как можно больше духовности.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС