Глава «Ки теце» — «Если выйдешь» — начинается с истории, которая характеризует человека, вышедшего из своего привычного окружения на простор «большого мира», полного как привлекательных, так и опасных вещей. На примере этого сюжета Торы мы увидим много важных идей. Во-первых, мы увидим, как одна и та же история может быть развернута в несколько разных идейных процессов («высших» и «низших»). Во-вторых, мы увидим, насколько идеи Торы могут быть актуальными в нашем современном мире.
Напомним кратко буквальную суть первого сюжета главы «Ки теце». Сказано в Торе, что когда человек выйдет на войну, то он может оказаться в весьма специфичной ситуации. В древности войны были жестокими. Бывало, что победители, захватывая город, убивали всех жителей. Но среди горожан был «контингент», обладавший особым «оружием», нейтрализующим пыл нападавших. Речь идет о красивых девушках. Они могли очаровать нападавшего воина, искусить его и даже более того — воин мог решить взять эту красивую девушку в жены, тем более что в древности было допустимо многоженство. На буквальном уровне Тора описывает вполне реальную историческую ситуацию древних времен. Тора предупреждает об опасностях этого сценария и объясняет человеку, как не попасть в ловушку.
Каждая история Торы интересна тем, как ее интерпретируют наши мудрецы. Один из главных персонажей этого сюжета может быть назван «пленительная пленница». С одной стороны, ее пленяет бравый воин, но с другой стороны — она сама пленяет этого воина своими чарами. С помощью сюжетов Торы еврейская мудрость пользуется очень мощным приемом — каждый рассказ создает доступ к глубокой схеме, выразительной иллюстрацией которой является история. Объясняют мудрецы, что концепция «пленительной пленницы» является очень распространенным сюжетом в жизни каждого человека. Более того, в современном мире эта тема стала чрезвычайно актуальной, так как ею активно пользуется рекламная индустрия. Почти любой рекламируемый товар стремится активировать в человеке охотничий инстинкт овладения желанным предметом. Человек думает, что он «захватил в плен» вещь, а на самом деле вещь захватила в плен, человека и он вместо хозяина оказывается «рабом» этой вещи.
Если расшифровать детали этой истории из Торы, можно получить несколько рецептов того, как «не попасть в плен», а остаться хозяином ситуации. Приведем провокационный пример. Представьте себе, что вам очень хочется иметь новейшую модель модного компьютера iPad. А теперь представьте себе, что вы уже получили iPad, но с него после этого сняли фирменные наклейки и эмблемы и он выглядит как «безымянный герой». То есть мы имеем все функции устройства, но без модных ПЛЕНИТЕЛЬНЫХ «приманок» производителя. Если мы продолжаем ценить вещь — за ее реальные возможности, а не за ее «прелести», — то мы учимся избавляться от одного из самых коварных современных эффектов «пленительной пленницы».
Но есть и второй слой в этой истории.
Каббалисты говорят нам очень важную вещь. Каждый сюжет Торы, который презентует негативную (опасную) идею, одновременно содержит в себе высокодуховную суть, представляющую мистический аспект реальности. Пишет великий каббалист Ор а-Хаим, что «второй слой» этой истории из главы «Ки теце» следующий. В разных сомнительных и опасных сферах есть искры (позитив) и клипот (негатив). Неискушенный человек может попасть в ловушку клипы и «проиграет». Опытный мистик «захватит в плен» искры, освободив их от клипы, и «выиграет».
«Пленница» — это искра. «Вышедший на войну» — каббалист. Чтобы освободить (пленить) искру и не попасть в плен клипы, нужно быть знатоком того, как устроены искры и клипот. Очень жесткая классическая традиция фокусируется на том, что лучше отдалиться от опасных зон (клипот), и как следствие — традиция вынуждена обходиться без множества полезных (но опасных) вещей (искр). Очень безбашенная светская позиция — «хватать все, что движется», и как следствие — рисковать и становиться жертвами множества коварных клипот, которые профессионально поджидают наивных «клиентов».
Процесс развития цивилизации порождает все более перспективные, но и опасные ресурсы. И наша задача — быть и творческими, и бдительными, чтобы выиграть, а не проиграть в этой «игре», называемой жизнью.