Недавно были опубликованы результаты переписи еврейской общины Нью-Йорка. Основной вывод — в общине стало больше ортодоксов и Just Jewish («просто евреи») и уменьшилось количество консерваторов и реформистов.
Кто такие Just Jewish? Это люди, которые никак не интересуются сутью еврейства и считают, что с них достаточно того, что они родились евреями и считают себя ими.
Мы обсуждали эти материалы в моих русскоязычных учебных группах. Один из выводов — почти все мои слушатели не попадают ни в одну из перечисленных в переписи групп. Некоторая часть моих учеников «доросла» до уровня ортодоксального соблюдения. Большинство же находятся между «ортодоксальной» планкой и «просто евреями». При этом все они соблюдают какие-то из заповедей, в частности — отдельные из заповедей Шаббата и праздников, кашрута, молитвы и благословений. Все они в какой-то степени изучают Тору и еврейскую мудрость. Как минимум — приходят на мои классы, а многие сами читают книги и слушают аудиозаписи лекций, скачивая их из Интернета. Что особенно важно — практически все мои слушатели духовно растут, и мне очень радостно наблюдать за их прогрессом в этой области. Но в формальной статистике для такой категории не нашлось места.
С другой стороны, в Америке были изобретены две «промежуточные» версии иудаизма — реформисты и консерваторы. Русскоязычные евреи не спешат вписываться в эти группы, так как «промежуточность» гораздо более многообразна, чем те рамки, которые были созданы американской моделью.
Раздумывая над ситуацией, мне показалось полезным использовать для классификации и формирования продуктивной реальности термин «средний класс».
В современном мире статус «среднего класса» является очень уважаемым. Говоря на совковом языке, это уже не пролетарии, но еще не буржуи. И мы должны сделать в рамках еврейства эту категорию престижной и уважаемой, чтобы «перебросить мост» между «просто евреями» и «полноценно-ортодоксальными» евреями. В противном случае пропасть между двумя лагерями будет непреодолимой преградой, «разрезающей» наше драгоценное еврейство на «две планеты». Тема «среднего класса» многообразна и шире рамок одной статьи.
Предложу вниманию читателей модель, разработанную одним из первых моих учителей, равом Шоломом Шварцем, руководившим в 90-е годы русской программой организации «Эш а-Тора».
Он ввел пять промежуточных категорий.
Первая — интерес. Человеку уже интересно узнать, что же такое еврейство. Человек преодолел свое равнодушие.
Вторая — отношение. Он стал чувствовать свое отношение к евреям. Он преодолел отчуждение.
Третья — учеба. Человек стал изучать разные аспекты еврейской мудрости. Кстати, этим он также преодолел стереотип, что учатся только в школе и институте. Евреи учатся всю жизнь.
Четвертая — соблюдение. Человек стал выполнять какие-то заповеди. Он преодолел пассивность и вышел из «зоны инертности».
Пятая — лидерство и ответственность. На этом уровне человек захотел не только меняться сам, но и помочь на этом пути другим людям.
Даже поднявшись хотя бы на первую ступень, мы уже вырываемся из категории «просто евреи» и становимся интересующимися евреями.
Нашей задачей должно стать внедрение подобных моделей в еврейскую общину, чтобы сделать картину живой и динамичной и чтобы наши дорогие евреи смогли сдвинуться с мертвой точки, оживив общину.
Средний класс интеллектуалов
Также очень важно ввести категорию «средний класс» в интеллектуальную жизнь евреев. В классическом иудаизме есть жесткое разделение на авторитетов-мудрецов и тех, кто у них учится («потребителей»).
Современные евреи — и особенно многие выходцы из бывшего Союза — обладают мощным творческим потенциалом. И многие из них (из нас), разобравшись в основах еврейской мудрости, могут стать не только потребителями мудрости, но и внести в нее мощное творческое начало.
Через творческий потенциал русского еврейства иудаизм имеет возможность интенсивного развития, особенно в области приложения классических знаний к современным реалиям.
Это направление можно и нужно развивать. Свежий взгляд может и должен оживить еврейскую интеллектуальную жизнь, и мы должны культивировать этот важный процесс.