Пляски туземцев у костра

Хочу предложить читателю, как мне кажется, свежий взгляд на проблемы, в обсуждении которых таковой зачастую отсутствует. Статья коснется вопроса непривлекательности иудаизма в современном мире.

Наши соотечественники, нашедшие свое место в религии, зачастую оправдывают свой поздний приход к вере предков внешними обстоятельствами: в Советском Союзе за веру преследовали, в школах-институтах мозги промывали, родители знаний не передавали, а получить их где-нибудь еще не представлялось возможным. Предполагается, видимо, что, если бы не эти препятствия, народ бы волной хлынул в иудаизм. Ан нет. Мы в Америке, никаких тебе преград, иудаизм – бери не хочу. А не берут. В чем же дело?

И тут находятся объяснения: дескать, в Америке, стране, где правит доллар, люди поглощены зарабатыванием денег, а на духовное времени не остается. Конечно, придерживающиеся подобных взглядов почему-то не замечают тысяч евреев, примкнувших к религиозным группам от буддистов до квакеров, на участие в которых у них каким-то образом достаточно времени. А как же наша пытливая молодежь, еще не погрязшая в материальном мире, чего-то ищущая? Ей бы вернуться домой, а она все не дома. Как же так?

Быть может, стоит поискать ответы в самом иудаизме? Быть может, в нашей тысячелетней религии отсутствует нечто необходимое людям сегодня? Для ответа на этот вопрос зададимся другим вопросом: а зачем нам вообще иудаизм? Тут обычно можно услышать стандартную формулировку: это религия наших дедов и прадедов, передающаяся из поколения в поколение. Но разве это убеждает? Может последовать резонный ответ: мой прадед и дрова рубил. Неужели считается нормальным избрать образ жизни только потому, что его избрали до тебя и за тебя, не задумываясь, а стоит ли его вообще избирать?

Ссылки на прошлое хороши для того, чтобы вызвать первоначальный интерес. Но стоит только пришедшим за наследием предков окунуться в атмосферу, царящую в синагоге, желание к нему приобщиться сразу исчезает. Недавно мне довелось быть свидетелем сцены, иллюстрирующей вышеописанный парадокс. В синагогу пришла девушка, видимо, в первый раз. Проведя некоторое время в обществе немногочисленных женщин, она присоединилась к уроку на еврейские темы, но после нескольких минут вдруг встала и выбежала из комнаты, а впоследствии – и из синагоги.

Я, конечно, не берусь предугадать, что творилось в ее сознании, но позволю себе высказать одно предположение. Поступила она так потому, что все происходившее вокруг нее казалось ей настолько диким и чуждым, что не могло не вызвать столь сильной аллергической реакции. И речь идет не только о лесах кип и белых рубах или фолиантах талмудов, смотревших на нее с каждой полки, а, скорее, о самом содержании лекции – речь шла всего-навсего о Торе, письменной и устной, а также об апокрифе – книгах маккавеев и прочих. Как должен ощущать себя человек, впервые попавший в подобную обстановку? Разве для него это не так же чуждо и дико, как, скажем, пляски туземцев у костра?

Подобные ощущения испытал я, попав в очень юном возрасте в церковь. До сих пор с содроганием вспоминаю доносившийся из всех углов шепот, призывавший меня креститься. Помню сердобольную старушку, пытавшуюся научить меня этому нехитрому действу: «Вот так, деточка, тремя перстами». Разумеется, после этого я в церкви больше не появлялся, зато появился в синагоге. Свою первую субботу я провел в некой хасидской общине. О пугающей атрибутике говорить не буду, упомяну только крик во время молитвы (обычай у них такой). В принципе, ничего общего с церковью, если не считать заботливый глаз приютившего меня раввина, заметившего мою полную безучастность к происходящему. Тот не говорил «крестись», он говорил «молись», но звучало это точно так же. И разве мне не хотелось тогда убежать!

Не хочу быть неправильно понятым. Я писал не о том, как страшен иудаизм, а лишь заметил, что при первом приближении он может показаться таким: ведь встречают по одежке. А второго приближения может и не быть, если, конечно, «пострадавший» не получает сомнительное удовольствие от чтения непонятных текстов молитв и нескончаемых песнопений.

Такой подход может показаться читателю поверхностным – он, безусловно, таковым и является. Тем не менее, именно им руководствуется большинство людей, не останавливая свой выбор на иудаизме. Преодолевшие первый барьер столкнутся с идеями, принять которые куда сложнее. О них мы еще поговорим…

leongeyer@hotmail.com

Редакция газеты просит читателей высказаться по теме этой статьи.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 комментариев к “Пляски туземцев у костра

  1. Статья, на мой взгляд, отличная. Для меня особенно актуальная, поскольку я сейчас только начала посещать курс изучения иудаизма. Правда в том, что со стороны все выглядит классно и таинственно, при ближайшем рассмотрении несколько пугает. Но ведь дело не в иудаизме, а в том, с какой подготовкой, что ли, человек туда приходит, и чего он от иудаизма ждет. Начав такой курс пять лет назад, я действительно испугалась и бросила это дело. Сейчас мне действительно интересно и не пугает. Почти. Во всяком случае, я готова к этому морально. Мне кажется, для каждого человека есть свое время, если не прийти, то хотя бы прикоснуться к этому. Не страшно, если первая (а также вторая и даже пятая) попытка вызовет желание убежать. Убежать можно — это тоже вариант выбора.

Обсуждение закрыто.