Уважайте любимых

О премьере фильма Ефима Грибова «Перекресток воспоминаний»
В Нью-Йорке состоялась долгожданная премьера документального фильма Ефима Грибова «Перекресток воспоминаний». Этот фильм режиссер заявлял как важную работу в память о друге — израильском композиторе Аароне Аркадии Гурове. Ефим Грибов обещал в предпремьерном интервью рассмотреть личность композитора, его творчество, трагическую судьбу в сложной ситуации Израиля 90-х годов XX столетия с разных точек зрения.
Семья Гуровых ожидала премьеру с нескрываемым и вполне объяснимым волнением — ожидание растянулось на долгих десять лет, именно столько времени потребовалось режиссеру на сбор и обработку материала. И все же времени ему не хватило — об этом свидетельствуют наспех смонтированные кадры и грубое несоответствие изображения и звукового сопровождения. Например, когда режиссер накладывает озорную мелодию на изображение обе­лиска на месте гибели поселенки — соседки Гуровых. Может быть, автор фильма думал, что так создает «контрапункт». Но у него получился диссонанс, столь нелепый и кощунственный, что подчас нестерпимо хотелось покинуть зрительный зал.
Фильм действительно не оставил зрителя равнодушным. Полтора часа с экрана нам вещали друзья детства Аркадия Гурова — и почему-то режиссер расспрашивает в основном тех, кто не принял важных изменений в его мировоззрении, не понял и его осознанного выбора — уехать в Израиль. Что нового и важного смогли сказать эти люди? Ничего, кроме резкого неприятия всего того, что составляло смысл жизни Аарона Гурова, было ему близко и дорого.
Огорчило, что никакой полемики о творчестве композитора у автора фильма также не вышло. Автор не побеседовал ни с одним из дирижеров, исполняющих произведения Гурова в разных странах, ни с израильскими композиторами и музыковедами, среди которых есть настоящие друзья Гурова.
Ставшие его друзьями в процессе совместной работы. Эти люди знали Гурова в его самый плодотворный период, когда он вырос в настоящего зрелого мастера. Но они живут в Израиле или в Москве. Грибову эти друзья не нужны, он выбирает для интервью минского композитора В. Копытько, который уверяет нас с экрана, что творческая судьба Аркадия Гурова сложилась бы более удачно, если бы он не увлекся еврейской традицией и не уехал в Израиль. С тем самым Копытько, который был другом юности Гурова, но последний раз по-настоящему общался с Аркадием лишь в середине 1990 года. Впрочем, как и сам автор и режиссер Ефим Грибов.
Кадры фильма, снятые в Израиле и повествующие о последнем пути расстрелянных арабскими террористами Аарона Гурова и Авраама Фиша, призваны заставить зрителя задуматься: что забыли эти люди в голой каменистой пустыне? Одиноко стоящие на пригорке три домика поселения Нокдим? Совсем недавно я видела Нокдим в фильме израильского режиссера — красивое современное поселение, залитое ярким весенним солнцем, утопающее в зелени цветущих садов. Комфортабельные дома из иерусалимского песчаника — белоснежного камня, отражающего свет солнца и потому необычайно сверкающего. Всего-то 16 км по прямой трассе от Иерусалима, в сердце Земли Обетованной — Иудейской пустыне, рядом с легендарной горой Иродион.
К десятилетию трагической гибели Аарона и Авраама я работала над мемориальной статьей. Мне дружно помогали родственники, раввины, друзья и соседи-поселенцы семей Гурова и Фиша. Опубликованный в еженедельнике «Еврейский Мир» материал «Хозяева Иудейской пустыни» действительно подготовили родные и друзья, всем миром и открытой, общей еврейской душой. И потому так больно было видеть короткие, вырванные из контекста видеокадры с Мириам Гуровой и Галиной Фиш — женщинами, умеющими любить и уважать своих мужей так, как мало кто умеет. Снять плачущую Мириам — и не снять ее на сцене, когда она ведет концерт, где звучит «Аркашина музыка»?
Мама Аарона Гурова — Лассалина Борисовна — рассказывала мне в интервью о своем сыне и его жизненном выборе с полным приятием и одобрением. Об Израиле она говорила с мягкой улыбкой: «Только приезжая в поселение Нокдим, я чувствую, что приехала домой». С упоением рассказывала она о том, как любила готовиться к шаббатам и еврейским праздникам, как вкусно пахло в их доме свежеиспеченными халами…
Для меня осталось загадкой, как режиссер Грибов смог спровоцировать ответы Лассалины Борисовны: «Я была вынуждена принять выбор сына, но мне тяжело было слышать еврейские молитвы сына и его друзей. В Израиле Аарон и Мириам целовали землю, а я страдала от дурно пахнущих йеменских беженцев, пока мы вместе ожидали вручения израильских паспортов». Это какие же надо было задавать вопросы этой удивительно стойкой и мудрой женщине?..
А главное — зачем вам нужны были только такие ответы, г-н Грибов?
В зале нью-йоркского «Милле­ниума», невольно закрывая глаза, я вспоминала кадры видеозаписей ежегодных концертов, которые организовывает Мириам Гурова в память о талантливом супруге. И меня буквально спасала музыка Аарона Гурова, звучащая с экрана.
После просмотра, уже дома, зашла на сайт композитора, чтобы излечить душу его МУЗЫКОЙ — доброй и светлой, кристально чистой, как вода горного ручья. Как эта живительная влага, так и музыка Аарона Гурова вновь и вновь исцеляет сердечную боль, несет в себе нескончаемый заряд страстной и нежной любви к родным, друзьям и Эрец Исраэль.
Премьера «Перекрестка воспоминаний» позволяет мне сделать вывод о том, что режиссер воспользовался доверием матери и сестры композитора для создания фильма, который Галина Гурова мягко назвала «очень неоднозначным». Я рада, что на премьере не присутствовали Мириам Гурова и друзья Аарона — раввин Ишайя Гиссер, Гедеон Дубинский и чета Антопольских. Им не пришлось увидеть фильм, который сотворен людьми, не уважающими композитора Аарона Гурова, не попытавшимися даже попробовать понять, чего хотела его еврейская душа. И что обрела она, эта глубокая и отнюдь не одинокая душа, в Иудейской пустыне, в Земле Обетованной, воспетой талантливым композитором и ставшей родной для его четверых детей.
Рахель ГЕДРИЧ
Арье ЮДАСИН

Уважайте любимых
Я сегодня Моцарт.
Я Ойстрах и Паганини.
Я играю тебе одной.
И пока я играю —
я знаю, я знаю,
Ты хочешь стать моей женой!
Чтобы я всегда играл
для тебя одной.

Я сегодня Эйнштейн.
Я открыл, что такое любовь:
Это есть уваженье, почтенье —
И я для тебя играю.
Я сейчас твой оркестр,
Ты мой зал. Ты мой мир.
Столько слов
Я в молчаньи смычком говорю.
Для тебя я живу. Умираю.

Уважайте любимых! Так бесценна душа для души!
Уважайте любимых —
только неповторимое свято!
Б-г один. Ты одна у меня.
Что же, скрипка, пляши!
Ты — мой зал.
В нем билеты — вниманье.
Бесценная плата!
Фото из семейного архива Гуровых
Фото поселения Нокдим —
Олега Струэнзе

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

17 комментариев к “Уважайте любимых

  1. Зашла на сайт композитора, чтобы излечить душу его МУЗЫКОЙ — доброй и светлой, кристально чистой, как вода горного ручья. Как эта живительная влага, так и музыка Аарона Гурова вновь и вновь исцеляет сердечную боль, несет в себе нескончаемый заряд страстной и нежной любви к родным, друзьям и Эрец Исраэль.

    Мемориальный сайт композитора Аарона Гурова
    http://gurov-music.info/

  2. Мой телефон с вечера премьеры не умолкает — звонят возмущенные зрители и журналисты. А я не могу ничего сказать о самом фильме. Дело в том, что я его не видела. Как это вышло?
    Года два тому назад мне из Нью-Йорка позвонил Ефим Грибов и попросил прислать ему партитуру «Большой Сарабанды Терезиенштадта», статьи и фото из архива Аркаши. Сказал, что едет в Минск, и там НАЧНЕТ снимать фильм про Аркашу. Я передала через Аркашину маму и сестру все, что он просил. (Потому, что знала его как старого друга Аркаши, он писал музыку к фильму Грибова «Революционный этюд» в 1984 году). При этом, у нас с Грибовым был уговор: он покажет мне весь смонтированный материал перед премьерой. Это нормальная практика во избежание фактологических ошибок. Так принято в журналистике и в жанре документального кино — профессиональная этика, она и в Европе, и в США — одна и та же. Грибов уверил, что обязательно покажет! Тогда же я пригласила Ефима приехать к нам в Израиль: поснимать дом и рабочий кабинет, где сочинял музыку Аркаша, поговорить здесь с друзьями и музыкантами… Но он не приехал. Грибов никогда не был в Израиле. Кто-то по его просьбе снимал тут фрагменты — не знаю, кажется — даже еще раньше, в 2004 году…
    О том, что фильм закончен и скоро премьера, я узнала случайно — от редактора газеты «Еврейский Мир», просившего прислать фотографии детей и Нокдима. Мне очень трудно понять, какой фильм в итоге получился.
    Я надеялась, судя по анонсам что это — монолог Аркашиной Мамы, — замечательная идея! Она мудрый человек и прекрасный рассказчик. Но, судя по рецензии, опубликованной сегодня (смотри ниже), — снята совершенно другая история.
    От меня ждут отклика! А я жду возможности увидеть фильм. Мы с детьми имеем право на это: я предоставила Аркашины ноты и фонограммы — именно с таким условием. Грибов нарушил наш уговор, а заодно — авторские права наследников Аарона Гурова.
    Режиссер-автор боится моей негативной реакции на фильм? Но художнику — и мужчине — не пристало. За свои произведения надо быть готовым отвечать. Аркаша — за право жить так, как он хочет, и писать то, что он не мог написать нигде, кроме Израиля — отдал жизнь. Не по своей воле — его убили арабские террористы — враги.

  3. Виктория Кодак-Вексельман, Канада

    Спасибо, Рахель, что Вы защитили человека, который сам уже себя защитить не может. Это просто кощунство. Я знаю, что Мирьям живет с незаживающей раной, и знаю, что есть вполне конкретные люди, которые стараются причинить ей боль. Впрочем, ложью и хамством бездарность не прикроешь, только подчеркнешь. Это уже к соавторам пасквиля.

  4. Гидон Дубинский

    Спасибо, Рахель! К нам фильм еще не дошел, но в любом случае смотреть его не смогу. Уже по отзывам понимаю как нестерпимо больно будет смотреть этот.. пасквиль?, агитку?. Единственная надежда, что зрителей этой гнусности будет меньше, чем поситетелей сайта, который сделала Мирьям и люди, действительно знавшие и любившие Арона. А мы постараемся поместить на сайте и сюжет об Ароне, снятый не за 10 лет, правда, а во время шивы, недели памяти. Наспех, к сожалению, снятый — надо было успеть выпустить в еженедельной телепрограмме программе. Поэтому не подробный, без интервью с музыкантами, друзьями Арона. Надо бы сделать, конечно, настоящий фильм про Арона. Но… И больно приступать к такой работе — рана за 10 лет так и не зажила, и текучка мешает. Не знаю, что больше. Но главное — память об Ароне жива. Очень много людей помнят его (а я почему то сразу вспоминаю его застенчивую, очень мягкую и красивую улыбку). Помнят его музыку. «Убили музыканта, но музыка живет…» Это из Юлия Кима, стихи псвященные Арону.
    Еще раз спасибо Вам.

  5. Мириам Гурова

    Узнаю от друзей все новые подробности о фильме. Какая же там чудовищная ложь, например, о том, что Аркаша якобы преуспевал бы, останься он в Минске. Он преуспевал в качестве зав.музыкальной частью театра. Писал для кино. Один фильм положили на полку. Один (Грибова) показали по ТВ один раз! Один режиссер спился. Еще один — свалил в Штаты… А свои ГЛАВНЫЕ вещи Аркаша в Минске писал в стол, даже не надеясь… Там даже в эпоху Перестройки гнобили людей за одно упоминание, например, имени Шагала. А он хотел писать про убитых в Катастрофе евреев, про клезмеров из местечка, про «Советские пионеры слушают Гершвина»… Или вот еще: «Вертухаи и ЗЭКА водят хороводы на Колыме». Да кто бы ему это позволил исполнить!

    Да, нам было трудно, я работала на трех работах, Аркашу каждый год увольняли из колледжа… из проектов… А кого нет? Мы же были люди искусства. Потом он писал музыку для моих спектаклей но главное — симфонические вещи! Постоянно работал! В Израиле Гуров смог кое-какие замыслы воплотить! В 1993 году его симфония открывала Фестиваль в Цфате. Ему предложили работу в американо-израильском проекте в Голливуде. И его приняли на должность «домашнего композитора» в оркестр Ашдода — и если бы не арабская пуля… На новом жизненном взлете…

    А так называемые «друзья» решили осудить его отъезд в Страну Израиля — о которой он мечтал, ночами не спал, и был готов на все — только бы убраться подальше от «совка»! Я же помню, как его буквально тошнило от тамошнего затхлого отделения Союза Композиторов. Он только жалел, что его профессор Смольский — не евреей — «а то мы бы его с собой забрали!»

  6. Михаил Польский
    ИЕРУСАЛИМСКИЙ РЕКВИЕМ

    Они ушли.
    Нет для них боле
    ни слёз, ни муки,
    ни наших печалей…

    Поверьте:

    они причастились Истины
    через Иерусалим.

    Зная смерть во всех её видах,
    не приемля её науки —

    поверьте:

    они причастились Истины
    через Иерусалим.

    Ибо, какой смысл в боли
    и смерти,
    если — далёк от Закона —
    в последний свой выдох
    не вкладываешь «Шма Исраэль»?

    … они причастились Истины
    через Иерусалим.

    Они пали как солдаты Всевышнего
    в битвах Армагеддона.

  7. Юлий Ким. Памяти Аркадия Гурова

    Убили музыканта
    За то, что он еврей.
    Взорвали в дискотеке
    Танцующих детей.
    Пришли и расстреляли
    Хорошую семью.
    За это им красотки
    Обещаны в раю.

    Они отлично знают:
    Мы здесь, мы не уйдём.
    И все равно придется
    Бок о бок жить вдвоём.
    И места всем — хватает.
    И все же, день за днём,
    Они нас убивают
    За то, что мы живём.

    Они гордятся смертью –
    И нашей, и своей.
    И в радостном безумье
    Под пули шлют детей.
    Они больны убийством.
    И бедный наш народ
    Всё ждёт и ждёт угрюмо,
    Когда ж болезнь пройдёт…

    Прощай, Аркадий Гуров!
    Смотри: в родном краю
    Играют «Сарабанду»
    Бессмертную твою.
    Убили музыканта –
    А музыка живет:
    Она звучит и дышит,
    Танцует и поёт,
    И подтверждает зримо
    Прозрение моё,
    Что жизнь – непобедима,
    Как ни стреляй в неё.

  8. Гавриил Заполянский: «МУЗЫКА БОЛЬШОГО ДЫХАНИЯ»

    Аарон Гуров — я правильно запомнил это имя? На вечере в Московском доме композиторов его творчество представили как достижение новейшей музыки современного Израиля. Нет ли преувеличения? Ведь после смерти спохватываются и часто преувеличивают… А тут — особый случай.

    Жил-был композитор в Минске. Его мало кто знал. Переехал в Израиль. И там не сразу «рассмотрели» его непривычное письмо. Одним из первых на его музыку обратил внимание журналист и музыковед Йоси Тавор. А у композитора открылось второе дыхание, и, судя по тому, что исполнил образцовый оркестр Союза композиторов РФ, Гуров работал неистово! И вдруг, как выразился на этой встрече Юлий Ким, «полновесная пуля» палестинского снайпера остановила эту жизнь и эту музыку — мощное эхо стихий и гроз XX века, дыхание отца четырех детей. Остановили музыку?

    Мне вспомнилось давнее. Накануне войны, где-то в 1939-м, я оказался с родителями и братом на румынском курорте Дорна-Ватра. Страхи предстоящей войны висели в воздухе. Но люди еще отдыхали и веселились, в большом парке работало казино. Здесь же играл оркестр. И — не поверите! — играл знаменитый еврейский трагический гимн — «Кол Нидрей». Кажется, в тот же вечер прозвучала непривычная пьеса в загадочном исполнении: внизу, в беседке, играл оркестр, а далеко, на большой высоте водонапорной башни, подавала голос труба. Все пространство гор, небес, ночи включилось в этот диалог… Вот какие воспоминания всколыхнули во мне первые звуки большого симфонического произведения Аарона Гурова, посвященного трагедии гетто в Терезине — этого образцового рая для самой музыкальной нации. Там евреям позволили в преддверии вечности иметь свою оперу…

    Я не рецензент. Я художник. Мой дедушка Моше, шойхет, и бабушка Ривка расстреляны в местечке Серет на берегу Прута. Это по-особому настроило мой глаз и слух. Я не часто слушаю музыку в концертных залах — мешает ритуал «публичности». А тут — ничего не мешало! С первых звуков меня взяла оторопь: что это?

    Я никогда прежде не слышал столь естественной и неброской звукописи. Вот она, терезинская трагедия, но никакого надрыва, отчаянья, излома — Величие духа! Достоинство человеческое! Знание неслучайности своих путей! Мне послышалась в этом раввинская трактовка Катастрофы, следование величию канторской музыки. Аарон Гуров возрождал классическую ясность лучших страниц еврейской храмовой музыки, находя для нее чрезвычайно естественные оркестровые решения. Да, есть в этой музыке предрешенность судьбы. Это медитации просветленного фатализма, но и непокорность и несогласие духа! В слепящих пассажах оркестра вдруг слышится пронзительный фальцет Иова…

    И другие прозвучавшие вещи поражали свежестью письма, первичностью открытий. И вот — большое эпическое полотно «Книга клезмеров». Еврейский музыкальный фольклор, хорошо знакомый автору, точно заново пробуется «на зуб», и на кончик языка, и на прищелк в три пальца — как на кругу, когда выходят на фрейлехс. Но нет игры на интерес, не делается ни малейшей попытки «выехать» на беспроигрышном местечковом шлягере. На деле, это смелый шаг постижения фольклора как золотой кладовой еврейского народного симфонизма, со всем богатством его народных оркестровок, интонаций, неброских и точных национальных акцентов — природных без стилизаций а-ля лабухи. И трагическая неожиданность и точность пауз. И — обрыв… Мощь и сила! Теперь эту музыку представляет на лучших сценах жена композитора, самая красивая женщина Израиля, мать четверых детей Аарона Гурова. Последние годы не часто радовали нас открытиями в еврейской национальной музыке. Как сказали бы в Одессе, недолго музыка играла. Но у музыки Аарона Гурова есть будущее. И пусть благотворительная акция положит начало замечательной традиции, завещанной Торой, — полшекеля от каждого во имя процветания земли, где возродятся наши права и наши искусства.

  9. Галина Фиш, вдова Авраама Фиша:

    Я возмущена подлой попыткой осквернить память Аарона Гурова.
    Аарон был достойным человеком, талантливым композитором и настоящим,убеждённым , любящим Израиль евреем.

  10. Сегодня мне стало известно, что рецензию «Уважайте любимых», опубликованную на первой полосе Еврейского Мира, считают заказным скандалом. Господа оппоненты, Еврейский Мир — издание, в котором пишут не штатные журналисты, а команда энтузиастов — волонтёров. И это даёт авторам ЕМ преимущество писать то, что они действительно думают. Я не профессиональный журналист, не состою в штате издательства и не пишу статьи на заказ. Я пишу только о том, что мне интересно, что меня волнует, о том, что думаю и чувствую.

  11. Заказной? А кто заказал?.. Мне же фильм не показали — я вообще о нем узнала только из рецензии. Если режиссер так уверен в том, что фильм правдив — почему скрывает его от нас — от меня и от детей? До меня, например доходят только слухи. Господин режиссер, говорят, сидит и срочно производит перемонтаж. Понимает, что облажался. Или — что вынес на суд зрителей сырую картину. Профессионал бы именно во избежание такой ситуации показал материал вдове и взрослым детям.
    Объективно, скандал был выгоден только одному человеку — Ефиму Грибову. Потому что только благодаря статьям в ЕМ и обсуждению в соцсетях люди вообще впервые узнали, что существует такой режиссер. А редакция ЕМ была убеждена ДО ПРОСМОТРА, что фильм хорош. Спасибо, Рахель Гедрич, что сказали нам правду.

  12. Я писала рекламные статьи к премьере – Solo Amore и Балада материнской любви . Писала искренне, с душой – в надежде, что фильм будет действительно хорошим авторским интеллектуальным размышлением о судьбе композитора Гурова.
    O рецензии:
    Горькая правда – для одних она лекарство, для других – яд. Говорить правду трудно, а горькую – втройне. Лучше смолчать? Я сказала то, что действительно думаю и чувствую. Б-г мне судья.

    Я попробовала защитить профессиональную честь и человеческое достоинство израильского композитора Аарона Гурова – сам он сделать этого уже не сможет. Он был сражен наповал пулей арабского террориста 10 лет назад. И я не хочу, чтобы его вновь сразили наповал непониманием, неприятием, неуважением к его светлой памяти.

    Маша Зболинская
    Спасибо Вам за это лекарство! Вы очень правильно все написали.

    Елизавета Давидович
    Рецензия очень проникновенная, написана на любви…Это даже больше, чем рецензия. Скорее попытка, поздней, но защиты.

    Валерия Коренная,США
    Ирочка! Прочла «Уважайте любимых» . Правдивая статья.Ты писала, как чувствовала. Главное, что тебя услышали.

    Виктор Лихт
    К сожалению, из рецензии действительно ясно, почему Вам, Мирьям, фильм не показали. Жаль…
    Я только не понимаю, зачем ему это было надо. Зачем из Нью-Йорка оплевывать и давнего друга, и всё, что ему было действительно дорого?

    Мириам Гурова

    Посмотрим фильм – поймем, может быть…

    1. Я завершила цикл из 5 статей об удивительных, достойных
      людях Аврааме Фише и Аароне Гурове.
      Хозяева Иудейской пустыни
      http://evreimir.com/74923/
      Solo Amore
      http://evreimir.com/76735/
      Баллада материнской любви.
      http://evreimir.com/76730/
      Уважайте любимых
      http://evreimir.com/77260/
      … Авраам Фиш :- Мы должны сохранять нашу еврейскую землю для Израиля
      http://evreimir.com/77304

      « Всё , что в этом мире – аколь мишамаим. Всё от Б-га, всё от небес. Пусть ваши души согревает свет Иерушалаима. Будьте евреями! Будьте здоровы и счастливы!»
      Авраам Фиш.

  13. История жизни Авраама Фиша и Аарона Гурова продолжается в их детях и внуках, которые родились и живут в Израиле. А я завершила цикл из 5 статей об этих удивительных, достойных людях.

    Хозяева Иудейской пустыни
    http://evreimir.com/74923/

    Solo Amore
    http://evreimir.com/76735/

    Баллада материнской любви.
    http://evreimir.com/76730/

    Уважайте любимых
    http://evreimir.com/77260/

    Авраам Фиш :- Мы должны сохранять нашу еврейскую землю для Израиля
    http://evreimir.com/77304

    « Всё , что в этом мире – аколь мишамаим. Всё от Б-га, всё от небес.
    Пусть ваши души согревает свет Иерушалаима. Будьте евреями! Будьте здоровы и счастливы!»
    Авраам Фиш.

  14. История жизни Авраама Фиша и Аарона Гурова продолжается в их детях и внуках, которые родились и живут в Израиле. А я завершила цикл из 5 статей об этих удивительных, достойных людях.

    Хозяева Иудейской пустыни
    http://evreimir.com/74923/

    Solo Amore
    http://evreimir.com/76735/

    Баллада материнской любви.
    http://evreimir.com/76730/

    Уважайте любимых
    http://evreimir.com/77260/

    Авраам Фиш :- Мы должны сохранять нашу еврейскую землю для Израиля
    http://evreimir.com/77304

    « Всё , что в этом мире – аколь мишамаим. Всё от Б-га, всё от небес.
    Пусть ваши души согревает свет Иерушалаима. Будьте евреями! Будьте здоровы и счастливы!»
    Авраам Фиш.

Обсуждение закрыто.