В Торе и истории можно проследить интересные закономерности. Говорят мудрецы, что в мире существует 70 народов, которые выражают многообразие мира. Схема этого разнообразия находится в главе Торы «Ноах» (Брешит, 10:1–29).
Народы мира разделяются на три категории, параллельно трем сыновьям Ноаха — Шему, Яфету и Хаму. При этом потомки Яфета растворились в западных народах. Потомки Хама перешли в район Африки (периферия). Потомки Шема стали доминирующим элементом в мире.
Далее происходит интересная вещь. Тора перечисляет 70 имен потомков трех сыновей Ноаха. Важно заметить, что все эти имена, кроме одного, не дошли до наших дней. Мы знаем, что практически все народы и их названия появлялись и исчезали, и современные народы в большинстве своем являются относительно молодыми, сменившими древние народы.
Единственный «бренд» имени народа из изначального списка Торы, который нам хорошо знаком, это плиштим. С другой стороны, с появлением евреев в мире был создан наш, «вечный», народ, который дошел до современности, но стоит особняком от народов мира.
Каким образом оба этих «бренда» дошли до сегодняшнего дня?
Евреи играли и играют роль партнеров Б-га, поэтому Б-г нас сохраняет как народ, хотя нам выпали сложные исторические испытания. Когда евреи были изгнаны из Израиля, мы оказались в разных странах, и это рассеяние также помогало сохранению народа (говорят, «не клади все яйца в одну корзину»). Мы были без земли, но несли свою миссию и играли свою роль в мире.
А что было с «брендом» плиштим? В Торе этот народ появляется во главе со своим царем Авимелехом в историях с Авраамом и Ицхаком. Этот народ — потомки Хама, но не потомки Кнаана, он не входил в те народы, которые мы должны были уничтожить.
Когда евреи вернулись в Израиль после египетского изгнания, им пришлось сосуществовать с плиштим, строя непростые отношения — как мирные, так и военные. Тем не менее, постепенно этот народ сам исчез с карты Ближнего Востока.
Но «бренду» удалось выжить. Когда евреев изгнали из Святой Земли, римляне решили назвать эту землю Палестина, сохранив «старинный бренд». В итоге в течение почти двух тысяч лет наш народ носил святое имя потомков Израиля, живя в рассеянии в разных странах. А наша Святая Земля фигурировала под брендом Палестина, сохраняя этот бренд (на концептуальном уровне) как Святая Земля — в несвятом пользовании.
Современную историю мы знаем хорошо. Евреи, вернувшиеся и создавшие страну, вернули ей святое имя Израиль. «Бренд» плиштим ненадолго оказался бесхозным. Но Вс-вышний имел свой замысел. И в недрах советской политсистемы возникла идея «перевесить» этот бренд на некую группу людей, проживающих на этих землях.
Нам тяжело сказать, что здесь хорошо, а что плохо. Но мы видим, что два бренда из Торы — Израиль и Плиштим — единственные сохранились до наших дней и снова оказались в оппозиции на Святой Земле.
Можно было бы сказать, что из Торы до нас дошли и другие «бренды», например Египет, но в Торе он назван Мицраимом — и название из Торы не попадает в современный лексикон.
Подведем итог. Наличие оппонента у евреев — не случайно, но запрограммировано Вс-вышним через Тору и историю.
Тора об отношениях между оппонентами
Само противостояние Авраама и царя плиштим Авимелеха в Торе драматично, но не критично. Имеет большой смысл провести глубинный анализ этих сюжетов. Отметим несколько моментов.
Между евреями и плиштим был в Торе конфликт по поводу колодцев с водой. При этом евреи их раскапывали, а плиштимские пастухи — засыпали, вопреки здравому смыслу. Это хорошо характеризует разницу в подходе к жизни между евреями и современными палестинцами. Мы раскрываем святость нашей земли: колодец с водой — символ глубинной духовности. Палестинцы не видят в нашей земле святости — закапывают колодцы.
Интересен эпизод, когда Авимелех просит заключить союз с Авраамом. Великий комментатор Сфорно пишет, что Авимелех подчеркивал, что хочет заключить союз не из-за силы и богатства Авраама, а потому что «Б-г с тобой во всех твоих делах» (Брешит, 21:22).
Мы не обязаны заключать договоры с хитрыми и продажными оппонентами. Но мы должны совмещать силовые и духовные пути нашей реализации на Святой Земле, чтобы нас не только боялись, но и уважали. И это принесет свет и евреям, и всему миру.
Хотя плиштим не были перечислены как один из народов которые евреям нужно было истребить, они попадали под истребление из другого места в торе, в парша масей. где говорится что евреи должны истребить всех жителей израиля, что-бы эти жители израиля не приносили беды евреям.
Если автор сознательно не упоминает Берешит 16:12 «И будет он дикарь-человек», значит, он не возражает против раздела Палестины. Тогда он должен пояснить, что Хафец Хаим ошибся, утверждая, что даже все народы не сделают потомков Ишмаэля цивилизованным народом. Познания автора в психологии должны ему подсказать, как можно сделать цивилизованным человека, которого с пеленок воспитывали, как шахида, надеясь получить за него пособие.