Сюжет пуримской истории содержит не только описание внешних событий, но и скрывает в себе различные глубинные идеи, скрытые от глаз людей несведущих. Само имя главной героини Эстер означает «сокрытость».
Рассмотрим несколько глубинных концепций.
После того как в конце пуримской истории издается приказ повесить Амана, к этому приказу производится добавление: повесить на том же дереве десять сыновей Амана. Говорят мистики, что часто, когда в тексте упоминается дерево, это можно интерпретировать в том числе и как каббалистическое «дерево сфирот». Десять повешенных на дереве сыновей Амана обозначают десять сфирот, которые отражают структуру сил антисемитизма.
Из этого мы выводим несколько важных идей. Во-первых, это нам говорит, что структура сфирот описывает не только Высшие духовные миры Святости, но и глубинную суть сил зла. Во-вторых, эта схема поможет нам более адекватно разобраться в самой природе антисемитизма. Очень часто лекторы по иудаизму говорят, что антисемитизм «иррационален», потому что евреев обвиняют одновременно в противоположных «грехах»: и за то, что мы бедные (не работаем, а учим Тору), и за то, что мы богатые (захватили мир), обвиняют нас и интеллектуалы, и простаки и др.
На самом деле говорить об иррациональности антисемитизма не всегда является полезным подходом. Более точно сказать, что в антисемитизме присутствуют различные (в том числе противоположные) аспекты, отражающие структуру дерева сфирот. На языке мистиков это называется «десять сфирот ситра ахра», где термин «ситра ахра» переводится с арамейского как «задняя сторона» и обозначает силы, противоположные добру.
Чтобы победить силы зла, нам необходимо активировать в себе «десять сфирот стороны святости». Для этого Аману противостоит «дуэт» светлых сил в лице Эстер и Мордехая. Эстер (переводится как «сокрытость») символизирует Высшую духовную скрытую силу, которая может очищать мир от сил зла и приводить в мир силы святости. Эта сила находится выше, чем силы Амана.
Мы должны понять, что не политика (с ее манипулятивными технологиями) должна управлять миром, а Высшие духовные силы. Исходя из сюжета, когда царь повесил Амана, он назначил на освободившееся руководящее место еврея Мордехая. Мордехай символизирует «открытые» силы добра, которые также должны быть устроены по принципу «дерева сфирот».
Мировые роли
Очень интересно рассмотреть продолжение реальной истории Персидской империи. Мы знаем, что евреи находились в четырех древних «имперских» галутах: в Вавилоне, Персии, Греции, Риме — и во многих более поздних «локальных» галутах, включая Испанию, Германию, Польшу, Советский Союз, Америку и другие страны.
Единственный беспрецедентный феномен — именно в Персидской империи был издан официальный царский указ, дающий евреям возможность вернуться в Святую Землю и отстраивать Иерусалимский Храм.
Мистически это объясняется следующим образом. Иерусалим является духовным центром мира. Функционирующий в Иерусалиме Храм отражает состояние максимальной духовной активности всего мироздания, так как Иерусалимский Храм играет (образно говоря) роль «сердца», которое посылает «жизненную энергию» всем «органам», то есть народам как частям человечества.
Соответственно мы можем понять, что в будущем Вс-вышний создаст обновленное «цельное» «ожившее» человечество, которое будет оживляться из духовного центра мира — из Иерусалима.
Но для этого все человечество и евреи в первую очередь должны духовно вырасти. До этого времени арабы, находящиеся на Святой Земле и, в частности, на Храмовой горе, являются «блокиратором», с помощью которого Вс-вышний не дает системе «включиться» раньше времени.
Мы увидели несколько ролей, которые народы мира могут играть в общемировом процессе. Есть вспомогательные народы-«блокираторы» (в настоящее время это арабы), активность которых зависит от того, насколько быстро духовно вырастут главные «герои» мировой истории.
И есть народы — главные игроки, которые могут периодически заражаться «вирусом» антисемитизма (Аман). Если эти народы активируют в себе скрытый (Эстер) механизм излечения от этого вируса и активируют «метаеврейский» (Мордехай) способ работы с духовностью, то эти народы удостоятся миссии совместно с евреями стать сотворцами «великого духовного оживления» всего мира.