«Одесские парижане» в Нью-Йорке

Теофил Фраерман. Интерьер. Из коллекции И. Вайншельбойма

Прежде чем рассказать о необычной выставке, представленных на ней художниках и их работах, необходимо вспомнить замечательного человека, который собрал и сохранил эти шедевры, Якова Перемена. О нем можно и нужно писать книги, но я вынужден ограничиться краткой справкой.
Одесский меценат Яков Перемен в начале ХХ века входил в среду сионистского движения Одессы, был одним из организаторов партии «Рабочие Сиона» и еврейской самообороны Одессы (Хагана). Он был также одним из организаторов репатриации в тогдашнюю Палестину более чем шестисот человек на корабле «Руслан» в конце 1919 года. Среди пассажиров «Руслана» были будущие общественные и государственные деятели Государства Израиль, в их числе Роза Коэн, знаменитая «красная Роза», будущая мать Ицхака Рабина.
На этом корабле Перемен вывез более двухсот картин, рисунков, ценный архив и многотысячную библиотеку. Основу коллекции, небольшая часть которой представлена на выставке, составляли живопись и графика одесских модернистов из Общества независимых художников.
Как создавалась коллекция Якова Перемена? Перемен вместе с женой владел магазином «Культура» на улице Преображенской, который стал общественным центром еврейской интеллигенции, местом встреч писателей, поэтов и художников. Это было время международных художественных выставок в знаменитом одесском Салоне скульптора Владимира Издебского. Среди участников Салона были европейские знаменитости: Одилон Редон, Джакомо Балла, Жорж Брак, Анри Матисс, Поль Синьяк, Анри Руссо, а также известные русские художники, среди которых было немало модернистов: А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Гончарова, Л. Бакст, Р. Фальк, П. Кончаловский, Д. Бурлюк, В. Кандинский и другие. Салон Издебского оказал большое влияние на молодых одесских художников, отчасти поэтому их назвали «одесскими парижанами».
Перемен оказывал материальную помощь молодым и начинающим художникам. На всех многочисленных выставках Перемен покупал по одной картине каждого художника. Так создавалась его коллекция, и так сложилось ее модернистское направление. Правда, Перемен вывез и работы художников старшего поколения Южнорусского объединения.
Несмотря на то, что Перемен приобретал работы всех участников выставок, у него были и свои предпочтения. Так, например, на одной из выставок 1918 года он приобрел все картины Т.Б. Фраермана, большинство этих работ экспонируется на нью-йоркской выставке.
С жизнью и творчеством Теофила Борисовича Фраермана я познакомился, когда его жена обратилась ко мне как адвокату за помощью в связи с тем, что два музея, которые приобрели у нее картины мужа, с ней не рассчитались. Во время ведения этого дела я много узнал о жизни художника и познакомился с его работами разных периодов, хранившимися у жены.
Художник Фраерман — ученик лидера Южнорусской школы Кириака Костанди, учился в Одесском художественном училище. После окончания училища продолжил учебу в мастерских известных художников Мюнхена и Парижа. Фраерман жил и работал восемь лет в Париже, три года в Лондоне. Выставлялся в престижных салонах. В 1917 году вернулся в Одессу, преподавал, много писал и выставлялся. Среди его учеников был знаменитый график, народный художник СССР Е. Кибрик, написавший о своем учителе интересные воспоминания и предисловие к каталогу посмертной выставки Фраермана.
После Второй мировой войны, когда Сталин развернул антисемитскую кампанию по борьбе с космополитизмом, Фраерман был отстранен от преподавания и лишен возможности участвовать в выставках. В 1957 году в Киеве состоялась посмертная выставка Фраермана, на которой большим успехом пользовался цикл «Интерьеры». Одну из работ цикла мне удалось приобрести. Детей у Фраермана не было, и после смерти жены все его работы стали достоянием ее киевских родственников. Их следы затеряны.
В память о Фраермане мне посчастливилось написать этюд вазы, расписанной по эскизу Кандинского и хранившейся у его жены. Ваза, как выяснилось на нью-йоркской выставке, использовалась художником для постановочных натюрмортов. Один из таких натюрмортов 1918 года был приобретен Переменом и стал визитной карточкой выставки.
Для манеры Фраермана характерен крупный, свободный, пастозный мазок и тревожный колорит. В этой манере написаны «Жираф», упомянутый «Натюрморт с вазой», «Попугай», «Пророк», ставший наиболее значительным произведением мастера на библейскую тему.
Модернизм Амшея Нюренберга впечатляет прежде всего обобщенностью форм и динамизмом событий, в отличие от традиционного кубизма, для которого характерна статичность сюжетов. Сильное впечатление производит его полотно «Белые паруса». Обнаженные фигуры мужчин и женщин полны страстной динамики. Сложная по цвету картина удивительно гармонична.
Работы М. Гершвельда, Исаака Малика, А. Берковича, Моисея Феферкорна явно создавались под некоторым влиянием парижского авангарда начала прошлого века, они оригинальны и несут на себе печать одесской художественной почвы, подготовленной предыдущим поколением.

Исаак ВАЙНШЕЛЬБОЙМ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “«Одесские парижане» в Нью-Йорке

  1. Уважаемый Исаак!
    Вы пишете:
    «Работы М. Гершвельда, Исаака Малика, А. Берковича, Моисея Феферкорна явно создавались под некоторым влиянием парижского авангарда начала прошлого века, они оригинальны и несут на себе печать одесской художественной почвы, подготовленной предыдущим поколением».
    Не могли бы Вы объяснить, чем работы «Одесских парижан» оригинальны и в чем заключается увиденная Вами «печать одесской художественной почвы»?

Обсуждение закрыто.