В то время как ураган «Катрина» обрушил на американское побережье Мексиканского залива безудержную силу природы, в своем противоречии проявилась и природа человека. Тысячи спасателей направились на лодках и вертолетах в зону бедствия, чтобы эвакуировать людей из затопленных районов. Федеральные службы сообщают о том, что за последние дни спасены 17 тысяч человек, 35 тысяч эвакуированы и 135 тысяч размещены в 499 временных пунктах проживания. В пострадавшие районы доставлено 11 миллионов литров воды и 5 миллионов продуктовых пайков. В операции по ликвидации последствий урагана участвуют 35 тысяч бойцов Национальной гвардии США, четыре тысячи бойцов береговой охраны и пять тысяч сотрудников чрезвычайного ведомства США.
В это же время некоторые решили воспользоваться трагедией стихийного бедствия. Новый Орлеан, более половины жителей которого оставили свои дома, подвергся бесчинству мародеров. Во французском квартале города были разграблены многие продуктовые магазины. В деловом центре Нового Орлеана мародеры выломали железные решетки на окнах дорогих бутиков и ювелирных магазинов. Агентства новостей сообщили, что сотни людей бьют стекла магазинов и выносят из них продукты, медикаменты, одежду и электронику.
Спасатели были вынуждены приостановить эвакуацию жителей Нового Орлеана по причине того, что с земли был обстрелян один из военных вертолетов спасателей. Это потрясло Америку. Новый Орлеан переведен на военное положение. По распоряжению мэра города Рэя Нагина, отряды полицейских вышли на затопленные улицы, чтобы остановить нарастающее мародерство.
В связи с возникшими в Новом Орлеане проблемами правопорядка мы обратились к судье Лоуренсу Кнайпелу.
– Как объяснить факты мародерства, произошедшие в Новом Орлеане?
– На мой взгляд, следует прежде всего определить следующее: если человек оказался без еды и питья в затопленном городе, то, возможно, единственным способом для него спасти свою жизнь является взлом продуктового магазина. Подобные действия в экстремальных условиях не будут считаться преступлением. Однако грабеж магазинов электроники и ювелирных товаров, безусловно, является мародерством.
– Журналисты «ABC News» высказали мнение психологов о том, что в экстремальных условиях человек может потерять над собой контроль и заняться грабежом. Тем более если речь идет о бедных жителях Нового Орлеана, которые остались без всего – своих домов, имущества. Вынесенный из магазина телевизор хоть как-то компенсирует потери.
– Кто открыл огонь по вертолету спасателей? Криминальные элементы. Те же, кто позволили себе мародерство и грабеж, являются преступниками и заслуживают предусмотренного законодательством наказания. Помните, что вы разговариваете не с психологом, а с судьей. Психолог оказывает помощь больному человеку и должен принимать каждого таким, каков он есть. Судьи же обязаны устанавливать справедливость. Наказывая преступников, мы предотвращаем будущие преступления. Потенциальные правонарушители, возможно, откажутся от своих преступных планов.
Конечно, суд может рассматривать все облегчающие обстоятельства совершенного преступления. Но, в конце концов, закон есть закон.
Приведу вам простой пример.
Некоторое время назад одна аптека в Бруклине продавала некачественные лекарства, срок годности которых истек. Жертвами обмана стали в первую очередь русскоязычные иммигранты. Я счел своим долгом позаботиться о здоровье людей и сделать все, чтобы подобное не повторилось. Потому я отправил хозяина аптеки на восемь лет в тюрьму. Смею вас заверить, что теперь ваши читатели могут спокойно покупать нужные им лекарства.
– Считаете ли вы, что власти правильно отреагировали на мародерство?
– Сегодня еще трудно об этом судить. В Новом Орлеане разыгралась стихия. Военные и полицейские бросились спасать людей, и некому было патрулировать улицы.
Однако в целом есть очень важное правило.
Вне всякой зависимости от причин, побуждающих к массовым беспорядкам, реакция правоохранительных органов и полиции должна быть мгновенной. Иначе возникает опасность снежного кома. Если люди видят мародера, который безнаказанно грабит магазин, то, к сожалению, находятся последователи.
Нельзя забывать горькие уроки погрома, разразившегося в августе 1991 года в Краун Хайтсе. Администрация мэра Нью-Йорка Динкинса проявила тогда нерешительность, не остановила начавшиеся беспорядки, которые переросли в откровенный погром. В результате был убит студент иешивы из Австралии Янкель Розенбаум. Его родственники подали на администрацию города в суд, обвинив ее в халатном бездействии, которое привело к гибели юноши. После многих лет это дело должно было быть наконец передано в суд. Тогда администрация города решила предотвратить судебный процесс, выплатив финансовую компенсацию. Как судья, работающий в Нью-Йорке все эти годы, могу констатировать, что с приходом Джулиани на пост мэра преступность в городе стала резко падать. Джулиани считал, что не следует давать послабления «маленьким» преступлениям, тогда сократится и количество «больших». Его подход оказался совершенно точным. Так что власти и суды действительно оказывают огромное влияние на происходящее в обществе.
– Как вы объясните следующий парадокс. Белый дом недавно выделил миллионы долларов на нужды палестинцев. Одновременно с этим суд штата Род-Айленд заморозил все банковские счета Палестинской автономии, которая не выплатила $160 миллионов компенсации родственникам американских граждан, погибших при взрыве автобуса в Иерусалиме в 1996 году.
– Это прекрасный пример того, как суд может вмешаться в ситуации, когда правительство действует недостаточно оперативно. Американский суд является, как известно, независимой инстанцией власти. Думаю, что суды могут сыграть очень важную роль в борьбе с международным терроризмом. Полицейские знают правило: «Следуй за деньгами!» Если вы узнаете, откуда поступает финансирование преступлений, куда уходит награбленное, вы сможете выйти на главарей мафии или пирамиды наркодилеров.
Подобная тактика в борьбе с террористическими организациями позволит также обанкротить их деятельность. Кстати, на днях суд в Нью-Йорке продолжит рассмотрение трех исков, поданных семьями американских граждан, погибших или пострадавших от палестинского террора. «Арабский банк», главное отделение которого находится в Иордании, обвиняется в пособничестве террористической деятельности путем перевода пожертвований семьям террористов ХАМАСа, «Исламского джихада» и «Батальонов мучеников Аль-Акса» в размере 5300 долларов каждой. Деньги переводились со счетов «благотворительного» фонда организации «Саудовский комитет поддержки интифады». Суд рассмотрит иски, общий объем которых достигает 875 млн. долларов. В августе нынешнего года федеральные власти США потребовали от «Арабского банка» выплатить штраф в $24 млн. за нарушение закона о запрете «отмывания». После этого правление банка заявило о закрытии всех своих отделений в США.
– Как вы прокомментируете изменения в Верховном суде в связи со смертью 80-летнего председателя ВС США Уильяма Ренквиста?
– По Конституции президент страны назначает пожизненно судей и председателя Верховного суда. Сегодня сложилась уникальная ситуация. После отставки Сандры О’Конннор и смерти Уильяма Ренквиста в Верховном суде США освободилось два места. Известно, что президент Буш уже предложил кандидатуру судьи Джона Робертса на должность председателя Верховного суда США. Назначение новых судей окажет огромное влияние на общественную и политическую жизнь страны.