В современном мире медленно, но верно выстраивается «новая» возможность приближения современного человека к иудаизму — через мистику. На пути этой возможности стоят два ограничивающих мнения: «Иудаизм не нуждается в каббале (на уровне начинающих)» и «Каббала не нуждается в иудаизме».
Наиболее глубокие мудрецы выстраивают систему по-другому.
Очень часто человек, родившийся в религиозной семье, воспринимает заповеди иудаизма как данность, навязанную семьей и иешивой. Проблема в том, что у некоторых в дальнейшем отношение к заповедям не углубляется, а остается на таком же формальном уровне и становится рутинным.
Светский человек не имеет этого рутинного фактора, но у него есть барьеры, не пускающие его к «простому» соблюдению.
В последние годы у человечества возник интерес к мистике. Некоторые списывают это на происки моды. Но мы считаем, что это механизм, «включенный» Вс-вышним, которым мы должны правильно воспользоваться.
Любой духовный объект состоит из «внутреннего света» и внешнего сосуда для света (на иврите «кли», мн. число — «келим»). Свет не может устойчиво существовать без сосудов, но сосуды без света подобны телу без души — они «мертвы», образно говоря.
Каббала описывает духовный свет, который может «заполнять» разные «сосуды».
Важными сосудами для света являются заповеди. Когда религиозный еврей молод, он еще не готов воспринимать концепцию духовного света, и он осваивает заповеди как форму. Но если, повзрослев, он не переходит на следующий этап и не приобщается к сокровенному знанию, его соблюдение лишается возможности «ожить», наполнившись внутренним светом…
Как может происходить приобщение современного светского еврея к иудаизму? Если человек интересуется каббалой, то на первом этапе мы можем начать знакомить его со знаниями о духовных процессах. Постепенно он начнет чувствовать важность этого знания и захочет, чтобы этот духовный свет стал частью его жизни.
Для этого нам нужно поместить этот свет в «сосуд». В этот момент мы можем начать знакомить человека с заповедями, но не навязывая ему всю систему, а давая «попробовать» отдельные заповеди — чтобы он смог попытаться прочувствовать заповедь как сосуд, наполненный духовным светом.
Это не сделает человека сразу соблюдающим евреем. Но это приобщит человека к иудаизму, из которого человек сможет выбрать отдельные заповеди, наполнив их светом. Это будет вторым этапом — «примеривание» на себя отдельных фрагментов системы. Постепенно человек сможет освоить эти фрагменты и у него возникнет желание развиваться дальше. И на определенном этапе человек может перейти к следующему качеству — устойчивости системы.
Каждая заповедь — это один из сосудов для света. Система заповедей иудаизма обладает цельностью и устойчивостью. И человек почувствует, что его текущий духовный уровень готов отвечать за «устойчивость» системы.
Приведем несколько примеров.
Одним из величайших сосудов для света является выделенный день в нашей неделе — Шаббат. В этот день Б-г спускает в мир высочайший свет. И мы можем понемногу начать выполнять некоторые шаббатные заповеди, наполняя их светом. Например, зажигая шаббатные свечи или делая семейную трапезу. В какой-то момент времени человек созревает, чтобы выстроить целостный Шаббат. И он берет на себя и другие заповеди Шаббата — включая его запреты…
Пример из области кашрута. Самое важное правило — разделение мясной и молочной пищи.
Пища несет в себе мощный духовный потенциал. Молочная и мясная пища обладают разными духовными энергиями. Их смешение контрпродуктивно, так как эти разные энергии мешают друг другу и человеку.
На начальном этапе человек разделяет эти продукты «приблизительно» — в глобальном масштабе. Но после достижения большей зрелости человек захочет более строго относиться к процессу разделения и начинает вникать в детали, переходя к более строгому кашруту.
Итак, наш путь может состоять из трех этапов:
а) знакомство с каббалой как с системой света и сосудов;
б) знакомство с отдельными заповедями как сосудами для света;
в) принятие всей устойчивой системы заповедей.
«Вдыхание» света в заповеди полезно не только начинающим, но и тем, кто соблюдает с детства. Это дает «оживление» заповеди и может включить дополнительный энтузиазм.