Позитивные мистические смыслы

Каждый сюжет Торы содержит в себе множество смыслов. Задача комментаторов — распознать и «извлечь» важные концепции. Особенно ценно, когда новые смыслы проливают свет на насущные проблемы современной жизни. Коснемся здесь двух наиболее глубоких подходов, которые мы можем почерпнуть из Торы.
Первый подход — сюжет Торы как схема прохождения кризисов. Каждый конфликт в Торе вместе с комментариями к нему может быть интерпретирован как кризис или противостояние сил в человеке (или мире) и ключ к успешному прохождению данного кризиса. Особо наполнена такими сюжетами книга «Бемидбар» (В пустыне), где евреи последовательно проходили разные варианты кризисов — личные, семейные, народные, общечеловеческие, в отношениях с другими народами и т.д.
Второй подход — нахождение позитивного мистического значения в каждом сюжете, особенно в драматическом. Приведем один из самых актуальных примеров. Одним из наиболее травматических сюжетов является история Всемирного потопа, когда Б-г «смывает водой» все человечество, за исключением семьи Ноаха. Еврейские мистики дают нам очень ценную интерпретацию этого сюжета. Кроме прямолинейного смысла, эта история описывает в том числе и «информационный потоп» — ситуацию, с которой сталкивается современный мир. Благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям каждого человека, живущего в XXI веке, захлестывает море информации, в котором можно легко утонуть. В отличие от водного потопа, информационный несет людям много блага и новых возможностей. Но он же несет и множество проблем, человеку сейчас гораздо сложнее выбрать путь в этом бушующем море и решить, на какие материалы тратить свое время. При этом идея ковчега, спасающего семью Ноаха, может дать множество подсказок, как нам совладать с этой ситуацией.
Не менее интересным является понятие «высший персонаж» (эльон на иврите). Так, например, если земной (нижний) Лаван представлен в очень негативном свете, Каббала говорит о Лаван-Эльон — мистической структуре, играющей важную роль в высших мирах. Имя Лаван означает «белый». И Каббала (в частности, книга «Тора Ор» и другие) говорит про Лавана-Эльона как про канал доступа к «Высшему Б-жественному Свету». Именно поэтому Лаван является братом Ривки и отцом Рахели и Леи — праматерей нашего народа.
Ицхак плохо видит, зато его жена Ривка — сестра Лавана — видит глубинную истину и помогает мужу в принятии правильных решений, которые сам Ицхак не может увидеть. Когда в тексте Торы при уходе Яакова из дома Лавана сказано, что Лаван целует Яакова, Каббала говорит, что в этот момент Яаков приобретает связь с Высшим Б-жественным Светом и с помощью этой связи может победить брата Эйсава, который поджидал его.
Также существует в Каббале и концепция Эйсав-Эльон. Сказано, что Высший Эйсав приходит из мира хаоса (тоhу), который произошел в результате вливания гигантского света в сосуды, которые не выдержали и разломались (швират келим), в результате чего и произошел хаос. Но при этом мир тоhу обладает гигантской энергией (которая влилась в него перед разрушением). Поэтому Эйсав-Эльон обозначает доступ к гигантской энергии. И когда Эйсав обнимает и целует Яакова, объясняют мистики, на Высшем уровне этот сюжет обозначает, что Яаков получает доступ к гигантской энергии.
Итак, Лаван-Эльон — это Высший Б-жественный Свет, а Эйсав-Эльон — это мощнейшая духовная энергия. И мистическая задача евреев — получить доступ к этим духовным ресурсам. Для этого нам надо работать на «два фронта». С одной стороны, учиться приближаться к Б-жественным целям и ресурсам. А с другой стороны, расчищать завалы низших частей личности, которые современная психология называет теневой зоной Эго. Потому что если Высшие энергии попадут в неочищенные миры эго, может произойти «перегрев», подобно тому, как если большой ток пройдет через большое сопротивление и расплавит его выделившейся энергией.
Современные психотерапевтические практики позволяют высокоэффективно трансформировать теневые области. Сочетание каббалистических практик и психотерапевтических сеансов дает человеку возможность достичь быстрого и уверенного духовного роста. Ключом к этому росту являются духовные практики, построенные на базе глубинной интерпретации текстов Торы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора