«Всевышний, пугай, но не наказывай!» — говорят евреи, и я вспоминаю об этом в связи с тем испугом, который пережили жители Восточного побережья США, узнав о том, что к ним приближается ураган «Айрин». В течение нескольких дней власти призывали готовиться к худшему, запасаться едой и питьем. Однако даже те, кто, надеясь на лучшее, не последовал указанию властей, все же ощутили трепет. Ведь угроза исходила не только от наводнения, но и от ураганного ветра. «Камень, влетающий в окно со скоростью 60 миль в час, или дерево, падающее на дом, опасны для жизни», — предостерегал сайт CNN. В субботу под угрожающие завывания ветра начались проливные дожди. Синоптики предупреждали, что ураган обрушится на Нью-Йорк в субботу ночью. Многие в ту ночь трепетали, опасаясь шального камня, который мог залететь в окно. Некоторые, как во время войны, заклеивали окна лентой.
И вот мы «день простояли и ночь продержались», а ураган обошел нас стороной. Возвращаясь к обыденной жизни, люди, еще не оправившись от страха, задаются вопросом: «В чем же был смысл пережитого испуга?» Некоторые находят объяснение в разбушевавшейся стихии, виня во всем других, но не самих себя…
Всего несколько дней назад землетрясение застигло врасплох жителей Восточного побережья США, а в субботу начался тропический шторм. В этот же шаббат в синагогах благословляли наступление еврейского месяца Элул, само упоминание которого может вызвать трепет в сердце еврея. Наступление Элула оповещает, что через месяц все мы предстанем перед Небесным Судом в Рош ха-Шану. Элул является особым временем подготовки к Судному дню, за которым следуют десять дней трепета, заканчивающиеся днем Прощения — Йом Кипур.
Отнюдь не просто обрести искреннее чувство трепета перед Небесами. Потому, став свидетелем стихии, грома, молнии, урагана или землетрясения, еврей благословляет Всевышнего, великая сила которого «наполняет весь мир». Смысл благословения в том, чтобы пережитый испуг не прошел даром и сердце еврея наполнилось трепетом, но не перед безликими силами природы, а перед Всевышним.
В отличие от Спинозы, мы не считаем, что природа — это Б-г, хотя, конечно же, за явлениями природы стоит Б-жественная воля.
Нам не следует обожествлять силы природы лишь из-за их мощи. Всевышний является для нас не только символом силы, но и эталоном добра и морали. Трепеща перед Всевышним, мы анализируем свои поступки, стремясь к раскаянию и самосовершенствованию.
Для того чтобы обрести возвышенное чувство трепета перед Небесами, человек должен возвысить свое чувство страха. «Лев зарычит — кто не затрепещет?» — говорил пророк Амос (3:8). Месяц Элул оповещает о приближении Судного дня, в который мы предстаем пред Царем царей, подобно тому, как рык льва вызывает трепет, оповещая о приближении царя зверей.
В Судный день мы должны ощутить трепет перед Судом Небес. «Человек может ощутить, что весь мир предстал перед судом в Судный день, весь народ и вся община, при этом забывая лишь об одном творении на всей земле — о самом себе!» — предупреждал рав Борух Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме. Впрочем, Судный день дан нам для того, чтобы мы творили суд над самими собой, а не судили окружающих людей!
Конечно же, мы не наделены пророческим даром, и потому мы не знаем, почему Всевышний испугал нас землетрясением и ураганом. Тем не менее, у нас есть разум, с помощью которого мы можем анализировать свои поступки, делать необходимые выводы и, находя в себе силу воли, воплощать свои решения в жизнь!
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих», — указывает нам Тора, призывая установить справедливый суд в каждом городе страны Израиля. Судья может вынести мудрое решение, но для его воплощения в жизнь необходим и надсмотрщик, которого боятся. Впрочем, Тора обращается не только ко всему народу, но и к каждому из нас. Судья — это разум, с помощью которого человек анализирует свои поступки и принимает мудрые решения, пишет рав Шор в книге «Ор Гедалиягу». Однако одной мудрости недостаточно. Человек должен обрести надсмотрщика — трепет перед Небесами, который даст ему силу воли воплотить в жизнь мудрые решения судьи — разума.