В федеральном апелляционном суде Второго округа в Манхэттене отказали в иске дизайнеру интерьеров Шерил Дэвис, которая требовала вернуть ей эстамп «Рыбный рынок» («Le Marche de Poissons») работы французского художника-импрессиониста XIX века Камиля Писсаро.
В 1985 году Шерил Дэвис купила этот эстамп за 8,5 тыс. долларов у арт-дилера Джея Эдельмана в Техасе и в 2003 году выставила его на продажу в нью-йоркском аукционном доме Sotheby’s. Тогда же выяснилось, что написанный Писсаро в 1884 году «Le Marche» размером 6х8 дюймов в 1981 году был украден со стены музея Faure в городке Aix-les-Bains во Французских Альпах и с тех пор находится в розыске.
Эстамп был снят с торгов и конфискован у владелицы для возвращения музею. Музей, названный в честь его основателя, частного коллекционера живописи доктора Жана Форе, существует с 1949 года и считается вторым во Франции по количеству работ скульптора Огюста Родена и картин французских импрессионистов.
Джей Эдельман объяснил, что купил «Рыбный рынок» у человека, проходящего в судебных документах как «Француз». По мнению следователей, это был француз Эмиль Гелтон, который и украл эстамп в музее Faure вместе с картиной Ренуара «Женский бюст», которую позже обнаружили в частной коллекции в Японии. Кража картин в музее раскрыта не была, хотя позже охранники Faure опознали в Гелтоне вора.
9 октября 2009 года французская полиция допросила Гелтона, который рассказал, что в 1984 году жил в техасском городке Мак-Аллен и периодически продавал Эдельману произведения искусства, ставя их в его галерее на комиссию. В общем он получил у Эдельмана 50–60 тыс. долларов, но, по словам и того и другого, они не знали, что эстамп «Рыбный рынок» работы Писсаро.
В исковом заявлении Шерил Дэвис резонно сообщила, что приобрела эстамп совершенно легально и не знала о его криминальном происхождении и контрабандном ввозе в США. К тому же перед покупкой эстампа она проконсультировалась с куратором Музея искусств в Бостоне и с другими экспертами, но никто не сказал, что эта картина краденая.
Крис Маринелли, юрисконсульт авторитетного Регистра похищенных произведений искусства, считает, что если бы Шерил Дэвис обратилась туда, она избежала бы нынешних неприятностей. Отказав ей, трое апелляционных судей в Манхэттене отметили, что Дэвис ложно утверждает, будто на время ввоза в США этот эстамп стоил меньше 5 тыс. долларов, то есть не подпадает под действие Национального закона о краденом имуществе, а поэтому у федеральных властей есть все основания для конфискации.
При этом судьи сослались на одно из решений иудейского царя Соломона, на суд к которому пришли две женщины, спавшие в одной комнате со своими детьми. Одна заспала своего ребенка и подложила его другой, а живого взяла себе. Утром вторая женщина проснулась, увидела рядом мертвого ребенка, но поняла, что это не ее ребенок. Царь Соломон сказал: «Разрубите ребенка пополам и отдайте половину его этой, а половину той». Услышав повеление царя, одна женщина сказала: «Правильно, пусть не достанется никому», а вторая со слезами молвила: «Не надо его смерти, пусть он лучше у этой женщины останется», и мудрый Соломон приказал: «Отдайте ребенка второй — она настоящая мать». Член апелляционной коллегии федерального суда Второго округа Нью-Йорка Джерард Линч в решении записал, что, «в отличие от суда Соломона, ни одна из сторон не моргнула, и мы оказались в неизбежном положении — решить, кому принадлежит данное произведение искусства, а кто останется ни с чем, несмотря на правдоподобное утверждение о несправедливости требования понести потерю».
Отказав Шерил Дэвис в праве на эстамп Писсаро «Рыбный рынок», судьи также поддержали решение отказать Барбаре Хоффман, адвокату Дэвис, в требовании больше 125 тыс. долларов за юридические услуги по ходу борьбы за эстамп.