Наши майские итальянские каникулы пролетели как чудесный сон.
Первое и последнее утро в Италии – обзор Рима с веранды 7-го этажа нашей гостиницы – начальный и завершающий аккорды этой сказки.
Конечно, мы посетили Колизей и Ватикан с его Сикстинской капеллой. Прошлись мимо разрушенного временем дворца Цезаря, вернее, того, что от него осталось: обломков колонн в окружении алых маков. Впечатление от Колизея мощное и одновременно трагическое: невозможно смотреть на эти зарешеченные ниши по его периметру – сразу видишь рабов и терзающих их львов.
День прощания с Римом (и Италией) завершился прогулкой по площади Испании и эмоциями, вызванными фонтаном Треви, ставшим визиткой Рима наравне с Колизеем и Ватиканским комплексом. Это не просто фонтан, это каскады беломраморных скульптурных композиций в нескончаемых искрящихся потоках воды.
… Флоренция (Фирензе). Первое впечатление от обзорной экскурсии у меня было более сильное, чем от Рима. Возможно потому, что в центре города сконцентрированы произведения искусства, которые я видела только на репродукциях и в телепередачах. Памятников известным историческим деятелям во Флоренции не счесть.
Гостиница в центре города над рекой (фьюмичи) Арно. Из окон видны храмы на площади Санта Кроче, и среди них красивейшая в Европе главная синагога Флоренции с бирюзовыми куполами (большим и малыми). На площади Санта Кроче – францисканская церковь, поразившая нас в первый день своим великолепием, скульптурами и именами тех, кто нашел там последний приют. На главном фасаде церкви вверху – огромная синяя шестиконечная звезда. Потом мы встречали подобные звезды на многих храмах. На наш вопрос гид ответила: эта звезда – символ ранних христиан.
Флоренция пережила разрушительное наводнение в 1966 году, но она прекрасным образом восстановлена во всей чарующей красе.
Вместе с городом пережила наводнение синагога и тоже полностью восстановлена. В 1944 году нацисты собирались ее взорвать, благодаря итальянским партизанам заговор был раскрыт, и варварство не свершилось.
К великому сожалению, при входе в синагогу нас заставили отдать фотоаппарат и мобильные телефоны. Поэтому сфотографировали здание только снаружи. А внутри оно сказочно красиво. Несколько ярусов – галерей, стены в ярчайшей мозаике – с богатейшей палитрой всех оттенков. Рельефный сводчатый, теряющийся в вышине потолок, подобный южному темно-синему небу со звездами.
Наружные стены этого храма – известняк с чередующимися светло-розовыми (как бы поблекшими от времени) и бежевыми полосами. Вообще – чередование полос на фасадах, только цвета отличаются – синий, зеленый в сочетании с обязательным бежевым – это общая черта для всех храмов: так называемый мавританский стиль.
Строительство синагоги было завершено в 1882 году, в группе ее зодчих был еврей Марко Тревс. И хотя среди его коллег был профессор итальянец, идеи Тревса возобладали. Флорентийские евреи – сефарды, поэтому архитектурное решение и орнаменты характерны для Италии и исламского мира. Сегодня еврейская община Флоренции невелика – около 2000 человек. Все они приверженцы ортодоксальной традиции.
… Накануне отъезда из Италии нам довелось побывать в красивейшем старинном высокогорном городе Орвието, прогулка по его узким улочкам привела на площадь к Кафедральному собору. И там мы увидели площадь перед храмом, выложенную плитами с шестиконечными звездами.
Мира ГОЛД
Фото: Яков ПЕНЕК