Праздник Шавуот — день Дарования Торы. Мы рассматриваем Тору как подарок Вс-вышнего человечеству.
В подарке существует ключевой фактор — умение оценить его важность. В слове признательность имеется в виду не только благодарность за подарок, но и знание — в чем ценность полученного подарка. Тора — один из самых бесценных даров человечеству и при этом один из самых недооцененных.
Один из ключевых аспектов Торы — механизмы извлечения смыслов, в частности системы комментариев, разработанные поколениями еврейских мудрецов. Когда Тору (и Танах) взяли в свой канон христиане, они отказались от еврейской системы комментариев. Этим они лишили себя основной части мудрости, заложенной в Торе.
С другой стороны, христиане постарались компенсировать отказ от интеллектуального багажа эмоциональным механизмом, доступным простым людям. Христиане стремятся читать тексты Священного Писания с трепетом, осознавая в них «слово Б-жье». Кстати, самим евреям тоже не помешало бы усилить в себе чувство трепета, особенно когда мы слушаем публичное чтение Торы в субботу в синагогах.
Замещение системы комментариев на эмоциональный трепет сыграло злую шутку с современными ассимилированными евреями. Когда в мире началась массовая ассимиляция, то бывшие христиане, становясь светскими людьми, переставали верить в Б-га. Как следствие, исчезал их трепет перед Библией.
Современные светские евреи, уже чьи дедушки отошли от Торы, тем более ничего не могли знать о комментариях и глубинных смыслах Торы. (В этом нет нашей вины, это промах наших дедушек.) И свое отношение к Торе они черпают от окружающих «бывших христиан», которые никогда не умели проникать вглубь текста, но только воспринимать его эмоционально. Это выстраивает в светских евреях негативный глубинный барьер — отказ от знакомства с Торой.
Тора сегодня
Наука и искусство извлечения глубинных смыслов Торы должны развиваться в каждом поколении. Мы должны не только изучать наследие «классиков», но и формировать новые смыслы, согласно новым концепциям понимания окружающего мира.
И здесь нужен профессионализм и строгое сохранение связи со смыслом самой Торы. Очень важно, чтобы авторы новых комментариев были одновременно и знатоками классической Торы, и специалистами в новейших научных направлениях.
Три ярких примера — рав Гирш (XIX век), рав Соловейчик (XX век), рав Сакс (XXI век). Их выдающееся светское образование помогало формулировать новые смыслы Торы — аутентичные ее изначальным смыслам.
Три тенденции современного мира
Первая тенденция — сейчас наука активно осваивает различные подходы глубинного понимания текстов. Такие гиганты мысли, как Бахтин и Лотман, Деррида и Гадамер и многие другие создали новые направления — семиотику, структурализм, деконструктивизм и др. Они изучают, в частности, язык метафор и символов, и это позволяет извлекать новые смыслы из текстов. При этом успешно исследуются самые разные тексты — от Упанишад до рассказов Сэллинджера. Но анализ текстов Торы все еще ждет активного интереса исследователей.
Вторым важным подходом является психотерапевтическая метафора. Современный мир все больше осознает свою сильную зависимость от психологических процессов. Так, например, если посеять панику, то обвалится биржа, а если вселить надежду — то поднимется рынок. И паника и надежда — это психологические процессы. Очень многие люди покупают, инвестируют и планируют на основе психологических критериев. Психологическими процессами часто злоупотребляют политтехнологи и рекламисты. Но самое главное, что наука очень плодотворно разрабатывает психотерапевтические ресурсы. Франкл и Юнг, Фромм и М. Эриксон и многие другие подняли этот процесс на высочайший уровень.
В психотерапии важны два аспекта. Во-первых, преодоление саботажных программ, которые тормозят наше развитие. И, во-вторых, активация глубинных качеств и способностей, которые многие из нас почти не используют. Из сюжетов Торы можно создать уникальные по эффективности психотерапевтические практики. Несколько сеансов с такими упражнениями могут поменять судьбу человека, выведя его из ограничивающих паттернов на творческие просторы.
Третьим подходом является теория кризиса как фактора роста. Сюжеты Торы помогают развить и эту тему.
Наша задача — дать человечеству доступ к этим новым возможностям, связанным с Торой.