МОИ ТАШКЕНТСКИЕ ДРУЗЬЯ

МАЦА ШМУРА

Во время одного из самых сильных толчков меня в Ташкенте не было: я ездил жать пшеницу для пасхальной мацы. В ашкеназской общине Ташкента было много крепко верующих евреев, эвакуировавшихся сюда в войну из Москвы и Ленинграда, да так здесь и оставшихся. На Песах эти люди хотели иметь мацу из зерна, которое берегли от воды с момента жатвы (такая маца называется «шмура»).

«Во время войны сотрудникам завода, где работал отец, выделили участки земли за городом под огороды. Обычно все сажали картошку. А папа предложил посеять пшеницу для мацы шмура. Он уговорил нескольких неевреев тоже посеять пшеницу, пообещав купить у них урожай в четыре раза дороже, чем на рынке. Во время сбора урожая кто-то из евреев наблюдал за тем, чтобы пшеницу не намочил дождь…

Так что даже во время войны у нас была маца шмура.

Помню, еще маленькой девочкой я с братом ждала, когда привезут эту муку. Мы надевали белые халаты, завязывали волосы, переворачивали столешницу, покрывали ее белой простыней и вдвоем просеивали эту муку. Потом из нее пекли мацу шмуру.

С тех пор как реб Ицхак приехал, он, конечно, участвовал во всех этих делах.

Помню, позже, когда Зильберы поселились на улице Парман, у них во дворе пекли мацу для всех».

Из рассказа Софы Лернер

Мы договорились с одним колхозом, заплатили и отправились жать. Я научился управлять комбайном и как раз сидел за рулем, когда комбайн подбросило подземным толчком. В поле, где на тебя не свалятся стены, не так страшно, как в доме. Я беспокоился, как там, в Ташкенте. Оказывается, во время этого страшного толчка мой сын занимался у рава Залмана.

«Я инстинктивно рванул в окно. Оказавшись снаружи, смутился: а учитель? Ему ведь не выбраться! Но дом уцелел».

Из рассказа рава Бенциона

Пшеницу мы сжали и собрали, но было очень жарко, и в один из мешков, когда я его завязывал, попала капля пота. Я тут же вытащил горсть зерна сверху и выкинул ее, но решает ли это проблему – не знал. Мы обратились к раввинам. Выяснилось, что пот не «махмиц» (не окисляет), и мешок пшеницы пригоден для Песах.

Потом мы арендовали на два дня мельницу. Человек тридцать молодых парней и девушек в один день полностью очистили мельницу от хамеца. Это была тяжелая работа! А назавтра смололи наше зерно.

Спустя несколько дней эти же тридцать молодых людей надели специальную одежду и пекли мацу.

Моя старшая дочь тоже участвовала в работе.

«Родители обещали мне, что, когда я вырасту, то есть когда мне исполнится двенадцать лет, я пойду печь мацу вместе со старшей сестрой У Сары для этой цели был даже специальный фартук, хранившийся от Песах к Песах».

Из рассказа Хавы

Первые выпеченные мацот предназначались для больных и бедных. Борух Эхер взял у сына, директора завода, машину, и всем нуждающимся отвезли мацу домой.

Пекли, чистили, мололи, развозили – и все это бесплатно. И раздавали мы мацу бесплатно – не торговали ею.

В том году нам невероятно повезло с мацой. Впервые за все годы евреи общины даже оказались перед выбором. Какую мацу взять на первый вечер Седера? Из той муки, зерно для которой мы сами сжали и смололи, которую сами пекли? Или посылочную, из Эрец Исраэль, на коробках с которой написано: «маца шмура ми-шаат кцира», что значит – «маца, обереженная с момента жатвы». А может, бруклинскую взять – хабадники получили мацу из Бруклина?

Рав Ицхак Винер сказал:

– Исполняются слова из «Пиркей авот»: «Кто выполняет Тору в бедности, придет время – будет выполнять в богатстве» (4:11). Много лет у меня не было мацы, и вся моя еда в Песах были кусочки сахара, а сейчас у меня забота, какую мацу выбрать…

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора