ВЗОШЕДШИЙ НА ЭШАФОТ…

«Не в грохоте боя он шел навстречу смерти. Один в своей битве.

Один на эшафоте. Один из многих. Один из безымянных солдат, которые ради идеи с радостью жертвовали не только своей молодостью и жизнью, но своими семьями, матерями и всем, что у них было, ибо знали они, что нет иного пути, кроме того, когда действуют силой…»

Из выступления командира ЛЕХИ Авраама Штерна (Яира) в подпольной радиопередаче. 1937 год.

То были дни кровавых бесчинств, когда вовсю бушевал арабский террор. Еврейские погромы – с той стороны, галутная сдержанность – с этой. Приказано – сдерживаться!

Этому позорному приказу подчинились все. Скрежетали в ярости зубами, сжимали кулаки, но – выполняли.

Подобно раскатам грома, наверняка предвещающим близкую бурю, слышатся первые выстрелы бойцов Национальной военной организации Израиля, предвестники новой эпохи, эпохи гнева и мести.

Трое не послушались. Они нарушили приказ партии и ее функционеров. Они выполнили то, что им велела их национальная совесть, еврейское самосознание.

Шел 1937 год в Эрец Исраэль…

Живительной струей, способствовавшей единению еврейских масс на основе роста национального самосознания, оказались идеи сионизма.

2 ноября 1917 года была опубликована Декларация Бальфура, в которой говорилось о праве евреев на создание еврейского национального очага на всей территории Палестины. Извечная мечта евреев – «В следующем году в Иерусалиме», – будоражившая испокон веков наши умы и сердца, стала реальностью.

Хочется напомнить читателям, что, согласно этой Декларации, евреи, желавшие попасть в Палестину, должны были непременно пройти «школу Трудового воспитания». Для этого были созданы в диаспоре кибуцы, где еврейская молодежь, устремленная в Эрец Исраэль, обретала различные трудовые навыки. И только после прохождения так называемого «Курса молодого бойца» кибуцник мог претендовать на право алии. Но и здесь его ждало очередное испытание: существовавшая квота, согласно Декларации Бальфура, была значительно меньше количества претендентов.

Правда, мне известно, что, наряду с этим, существовали еще и некоторые другие нелегальные пути, чтобы попасть на Святую Землю. Но этими «перевалочными пунктами» могли воспользоваться молодые люди из более зажиточных семей, поскольку они были обусловлены значительными расходами.

Около нашего дома, помнится, был кибуц, и я невольно наблюдал их быт. Жили коммуной, более чем скромно. Вставали рано, ложились поздно. Проходили испытания каторжным трудом и всяческими унижениями.

По заказу Магистрата города они выполняли самые трудоемкие, мало оплачиваемые работы: мощение улиц, очищение отхожих мест, разгрузка барж, заготовка льда, строительство различных общественных объектов и т. п. Что и говорить, испытание не для слабых.

Среди кибуцников Пинска, которым, после больших мытарств и страданий, посчастливилось пробраться в Палестину, был наш родственник из Луцка, член «Бейтара» Шалом Табачник (потом в Палестине он станет Шломо бен-Иосеф). Он с раннего детства всем своим существом стал приверженцем идеи возрождения еврейского государства, но не предполагал, что вскоре станет его национальным героем.

Шалом впервые ступил на Святую Землю в дни празднования Суккот в 1937 году и отправился в отряд «Бейтара» в Рош-Пина, в горах Галилеи. Рабочий день на табачной плантации тогда длился 16 часов, а ночью – сторожевая служба, поскольку везде свирепствовали погромщики – арабы. Еврейская кровь, с молчаливого согласия британских властей, лилась ручьем.

К сожалению, и сионисты-социалисты не очень-то спешили обуздать бандитов. Они выдвинули лозунг: «Авлага» – «Сдержанность»: арабы разрушают – мы будем строить (что изменилось сегодня?).

И трое бейтаровцев, в том числе Шалом, на свой страх и риск, начинают действовать самостоятельно, полагая, что своим примером заразят молодежь.

… Рейсовый автобус с арабами из Твери в Цфате появился в привычное время. Затаившись в ущелье, группа бейтаровцев открыла огонь по автобусу и, бросив гранаты, быстро скрылась. Но вскоре (не без помощи еврейского полицейского) нападавшие были арестованы, хотя пострадавших не было.

Тем не менее, 24 мая 1938 года начался показательный процесс над Шломо бен-Иосефом и двумя его товарищами. Две недели длился суд. Британская фемида жаждала жертвы, и впервые в истории на Святой Земле еврею был вынесен смертный приговор.

Напрасны были демонстрации в Иерусалиме, Тель-Авиве и городах Польши. Напрасно товарищи Иосефа били стекла в окнах английского посольства в Варшаве. Напрасны были тысячи телеграмм, посланных королю Англии, Верховному Комиссару и командующему Британской армии в Палестине. Даже многочисленные обращения раввинов были напрасны.

Десятки тысяч сердец Израиля не переставали надеяться.

Это случилось 66 лет назад. Я тогда был еще мальчишкой, но помню, что во всех школах, синагогах города, потом в Польше проходили митинги протеста. Гимназия, в которой я учился, обратилась с официальным прошением к королеве Великобритании о помиловании нашего земляка.

Вспоминаю фотографию этого мужественного героя из Луцка в форме бейтаровца.

Некоторые видные общественные и религиозные деятели вместе с матерью Шломо срочно отправились в Лондон выразить свой протест. Но казнь состоялась.

По воспоминаниям еврейского офицера полиции Реувена Хазана, который присутствовал при казни, Шломо бен-Иосефа в парадной форме бейтаровца (он отказался от одежды смертника) с портретом «Рош Бейтара» Владимира Жаботинского, без тени страха взошел на эшафот…

Время, конечно, стерло из памяти дословный текст предсмертного письма Шломо. Помню, что оно регулярно зачитывалось на наших сборах, линейках как пароль, заклинание, зов к мщению – «Тхи ганкама!» – «Да здравствует месть!».

По сложившейся традиции, мы, члены «Бейтара», обменивались при встрече традиционным приветствием «Тель – Хай!» Не случайно этот бейтаровский клич звучал потом среди восставших в Варшавском гетто.

Прошли десятилетия… Мы обрели свое государство. Но сегодня оно в опасности!

Сегодня самое время вспомнить о первопроходцах. К сожалению, всплеск еврейского национального возрождения, начавшийся еще в те далекие довоенные годы и после войны, свою энергию теряет. Кровавый спектакль с названием «Мирный процесс» вот уже второй десяток лет не сходит со сцены «театра абсурда».

Нет, дорогие братья и сестры, что-то неладно в нашем государстве. Не случайно президент Израиля Моше Кацав выступил недавно с беспрецедентной идеей о создании парламента еврейской диаспоры – идеей, вытекающей из постулата, что Эрец Исраэль принадлежит евреям всего мира. Думаю, в этом есть глубокий смысл.

Великий национальный поэт Ури Цви Гринберг написал о Шломо бен-Иосефе – герое, преподавшем всем урок мужества: «Твоя виселица, воздвигнутая в Ако, превратилась в пылающий куст, осветивший путь народу Израиля, молодежи Израиля – путь к национальному освобождению».

Напрасно мы свернули с этого верного пути…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ВЗОШЕДШИЙ НА ЭШАФОТ…

Обсуждение закрыто.