ОТ САМСОНА ДО МАРШАКА

“О еврейском

народе”

“… Твой дух так могуч и крепок,

И гордые силы твои

От самых корней вековых и до веток

Так юны. Так

гибко-свежи.”




Борис Лесман

Те, кому довелось побывать в красивейшем пригороде Санкт-Петербурга, царстве фонтанов — Петергофе, не мог не любоваться замечательной скульптурной группой, установленной в центре бассейна. Мощная, 20-метровая струя вырывается из пасти льва, которую раздирает могучий Самсон (скульптор М. Козловский, 1801 г.). Фонтан “Самсон” установлен в честь победы России над Швецией (Полтавская битва).

В любом путеводителе или, например, в книге “Архитектурная панорама Невских берегов” сказано, что Самсон олицетворяет Россию, а лев — поверженную Швецию, на гербе которой изображен царь зверей. “Самсон российский, рыкающего льва свейского преславно растерзавший.”

В то же самое время сюжет композиции заимствован из древнееврейской истории.

(”Книга Судей”). Шимшон (Самсон) — еврейский богатырь из колена Дана, сына Яакова. В те далекие времена более 3000 лет назад (1244 — 930 гг. до н. э.) еще до первого царя Шауля еврейским народом правили выборные судьи. Шимшон был правителем и судьей. С детства он обладал огромной силой. Однажды навстречу Шимшону выскочил молодой лев, и богатырь без особых усилий разорвал его на две части. В те времена евреи страдали от набегов свирепого и воинственного племени — пелиштимлян (в некоторых источниках филистимлян), которые пришли на эти земли с запада, с побережья Средиземного моря. В борьбе с ними еврейский Геракл использовал свою исполинскую силу, и одно его имя наводило страх на врагов. Поэтому 20 лет, пока он правил евреями, в стране сохранялся мир. Пелиштимляне постоянно искали возможность убить Шимшона. Они подкупили его жену, пелиштимлянку Далилу, которая хитростью выведала у мужа его тайну. Доверчивый богатырь рассказал коварной жене, что он назир, т. е. человек, преданный Б-гу и исполняющий особый обет: никогда не стричь волосы. Нарушив обещание, он лишался своей силы.

“И тогда в объятиях неги

Его усыпила Далила

И кудри остригла ему, —

Зане в них была его дивная сила,

Какой не дано никому!”


Спящего и обессиленного Шимшона предательница Далила выдала врагам.

Захватив пленника, пелиштимляне связали его, выкололи глаза и всячески глумились над искалеченным рабом.

Они устроили праздник в храме своего бога Дагана. В здание набилось больше трех тысяч человек.

“На праздник Дагана его из темницы

Враги привели, — и потеха он им!

И старый, и малый, и жены-блудницы,

Ликуя, смеются над ним.”


Шимшон стоял между столбами, поддерживающими своды огромного здания, и молился Б-гу, прося в последний раз придать ему силы:

“О, дай мне погибнуть с моими врагами.

Внемли, о мой Б-же, последней мольбе

Самсона!” И крепко схватил он руками

Столбы и позвал их к себе.

… И пала божница… и праздник Дагона

Под грудой развалин утих…”

Друг Пушкина —

Николай Языков


Тело богатыря евреи извлекли из-под обломков и похоронили в гробнице его предков (930 г. до н. э.)

ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ

Воинственные пелиштимляне давно исчезли с исторической арены. Однако враги евреев нередко используют имя этого вымершего народа.

Так, римляне в I в. н. э., чтобы стереть даже память о непокорных евреях, переименовали завоеванную Иудею в Палестину по имени канувших в Лету пелиштимлян.

Арабы тоже не упускают возможности присвоить себе чужое. Из истории известно, что впервые они пришли на Святую Землю из Саудовской Аравии в 637 году. Затем приходили из Египта и других арабских стран. Однако в 1967 году они вдруг стали называть себя палестинцами, потомками пелиштимлян и наследниками их земли.

А евреи из многовекового изгнания вернулись на землю своих предков. Опустошенная многочисленными завоевателями земля уже не “текла молоком и медом”.

Редко населяющие ее бедуины жили по законам джунглей, не чураясь грабежа и разбоя. Цивилизованных европейских евреев-поселенцев они считали достойными уничтожения. Их так и называли “дети смерти”.

Нужно было великое мужество, огромная сила духа и упорство, чтобы возродить эти земли к жизни, заселить, чтобы воссоздать еврейское государство. Этот подвиг совершили замечательные люди, достойные своих великих предков.

САМУИЛ МАРШАК НА РОДИНЕ САМСОНА

В 1911 году 24-летний начинающий поэт и журналист Самуил Маршак, уговорив петербургского приятеля Якова Година, отправляется в страну своих снов.

“Снится мне: в родную землю

Мы войдем в огнях заката…

… Подойдя к Ерусалиму,

Мы безмолвно на коленях

Этот день благословим.”

“Из Сионид”

Семь месяцев он ездил по Эрец Исраэль, побывав в Иерусалиме, Яффо и других городах. А месяц молодой поэт прожил вместе с еврейскими поселенцами близ Цар’а — древнего библейского города (а тогда деревни) — родины легендарного Самсона.

“… Мой спутник старый

Мне указал на ближний склон

С деревней бедной: “Это Цар’a,

Здесь жил в младенчестве Самсон.”

Пишет поэт в поэме “Палестина”.

“… И мнится: ангел светозарный

Летит с небес на край холма

Там он стоял во время оно,

Когда он землю посетил

И скромной матери Самсона

Рожденье сына возвестил.”
В этих строках намек на тайну рождения Самсона. У его родителей долго не было детей, о чем они очень горевали и молили Б-га. Однажды матери явился ангел и объявил, что у нее родится сын, который со временем освободит евреев от пелиштимлян. Мальчик этот (Самсон) должен быть с самого рождения посвящен Б-гу, как назир, его волос никогда не должна касаться бритва.

… Месяц Маршак прожил жизнью поселенца, разделяя с другими их нелегкий труд, убогую пищу, суровые будни.

“Теперь здесь нужен труд Самсонов:

С утра до поздней темноты

Здесь гонят змей и скорпионов,

Сдвигают камни, жгут кусты,

Колодцы роют терпеливо,

Чтоб оживить заглохший дол.”

И при этом поселенцам еще необходимо было защищать себя, семьи и результаты своего титанического труда.

“Но те, кто в край обетованный

Вернулись в наши времена,

Нашли не отдых долгожданный, —

Борьба была им суждена.

Сосед воинственно-лукавый

Тревожил мирный их приют,

И прерывал раздор кровавый

Их терпеливый, честный труд.”

И молодой поэт восторгается несокрушимым духом евреев-поселенцев.

“И неизменно лихорадка

Губила молодую мощь,

Пока в пустынях шла посадка

Целебных благородных рощ.

С тех пор возник среди пустыни

Один оазис за другим,

А дух борцов еще поныне,

Как в первый день несокрушим.”

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора