ТАШКЕНТ

СТРАНСТВИЯ

Я уехал из Казани в четверг ночью. В вагоне рядом со мной громко разговаривали трое пассажиров. Вдруг до меня доносится:

– У нас в НКВД отпуска большие…

Я похолодел – чекисты! И сразу вообразил – следят! Нервы…

Ехали мы всю ночь, и каждую минуту я ждал, что меня сейчас арестуют.

Когда поезд прибыл в Москву, мои попутчики вместе со всеми вышли из вагона. А я встал – и не могу сделать ни шагу. Ноги не слушаются! У меня все оборвалось внутри: что теперь будет? Долго стоял в пустом вагоне, пока наконец не смог выйти.

Я очень беспокоился, как там дома, но вызвать жену на телеграф (дома у нас телефона не было) не мог: боялся, что телефонные разговоры подслушивают.

Первая идея в Москве была – пойти в ЦК, всемогущий центральный комитет коммунистической партии, и сказать все в открытую: я верующий, меня за это преследуют, ищу закона и справедливости. Но, поразмыслив, решил, что это бесполезно: чем выше эти люди, тем они хуже.

Я пробыл в Москве только субботу – оставаться не было смысла, одолжил денег (я потом отдал) у реб Исроэля-Ицхака Цацкиса, дяди доктора Цацкиса, и поехал на Кавказ, в Сухуми. Я надеялся устроиться на работу, перевезти семью и отдать детей в вечернюю школу. Но вскоре увидел, что здесь это не получится, школы рабочей молодежи в Сухуми нет.

Поехал в Ташкент. Я знал, что смогу там поначалу остановиться у родственника, Авраама-Биньямина Рабиновича, однофамильца моего шурина…

В Сухуми я встречался и с грузинскими, и с ашкеназскими евреями, в основном с грузинскими, то есть с сефардами.

Кто такие сефарды и ашкеназы?

Исторически сложилось, что у евреев существует несколько вариантов (они называются «минъагим», «обычаи») выполнения законов. Евреи, жившие в разных странах, ориентировались на тот или другой. Когда-то ашкеназами называли евреев, проживавших на германских землях, а сегодня – всех восточноевропейских евреев, чьи предки вышли из Германии. Евреев другого «обычая» называют сефардами – по имени выходцев из Португалии и Испании (Сфарад на иврите), которые были доминирующей общиной в этом «обычае». Грузинские евреи придерживаются сефардского «обычая».

Я, конечно, слышал, что время по-разному отразилось на сефардских и ашкеназских евреях, но в Сухуми впервые увидел это своими глазами. Разница в их образе жизни была огромная. Меня она просто поразила.

Грузинские евреи жили так, будто советской власти и нет вовсе. Мужчины каждый день ходили в синагогу молиться. В субботу, правда, они работали, но после работы приходили в синагогу и часа три слушали урок хахама (мудреца). Тайно учили детей. И все покупали кашерное мясо. А ашкеназские – почти не покупали. Да и миньян ашкеназский было трудно собрать: в будни приходили пять – шесть человек, и недостающих отыскивали где придется. Я спросил у одного еврея в синагоге, почему ашкеназим не покупают кашерное мясо.

– Их можно понять, – пожал он плечами. – Эти жулики слишком дорого за него берут… – Но все-таки нельзя же покупать трефа, – возразил я. А он мне:

– Ай, вы отсталый человек. Пока я не вышел на пенсию, я не рисковал молиться в синагоге у нас в городе. Но в командировках в места, где собирается миньян, заходил. Так вот, в Казани я видел сына раввина. Он был студент, учился в университете, и я знаю, ему не раз приходилось добиваться, чтобы экзамен перенесли с субботы на другой день. Он все делал культурно, действительно интеллигентный человек. А вы – человек отсталый, только и знаете: «трефа запрещена…»

Я понял, что «культурный сын раввина» – это я, но промолчал. Только потом, уезжая из Сухуми, я признался ему в этом.

И еще о грузинских евреях. Не в тот раз, а уже в семидесятом году, оказавшись на свадьбе в Сухуми, я обратил внимание на человека, к которому все обращались очень почтительно, называя его «ребе». Он не очень был похож на ребе, к которым я привык, и я спросил у него, почему его так называют. Он сказал, что уже много лет обучает детей алеф-бейт, Торе и молитве.

С конца 20-х годов советская власть начала запрещать все еврейское, детей учить стало совсем некому, и, хотя он к тому времени уже был на пенсии (когда я с ним говорил, ему было далеко за девяносто), он продолжал свое дело тайно.

Мальчики, учившиеся в школе во вторую смену, приходили к нему утром, а те, кто учился в первую смену, – после полудня.

– Поверь, – говорил он, – я все эти годы первый стакан чая выпивал только после половины второго, в перерыве между сменами.

За обучение этот человек брал с родителей всего пять рублей в месяц, да еще платил милиционерам из этих денег, чтобы не мешали. Я спросил его:

– Сколько детей ты обучал?

– Девяносто человек, – говорит…

Девяносто учеников в день! Впервые я рассказал о «ребе», находясь в Америке.

НА ПЕРВЫХ ПОРАХ В ТАШКЕНТЕ

Я осел в Ташкенте, но не мог прописаться, потому что не был выписан из Казани. А выписываться боялся, так как не сомневался, что власти меня ищут, и не хотел наводить КГБ на след. По улицам я ходил в страхе: вдруг милиция остановит для проверки документов…

Как я и предполагал, меня приютил рав Авраам-Биньямин Рабинович. Он выслушал мой рассказ и сказал: «Очень хорошо, что вы приехали». Нужна была немалая смелость, чтобы впустить в дом человека, преследуемого властями, у него к тому же жена преподавала английский язык, а к преподавателям, как вы могли убедиться, предъявлялись очень серьезные требования.

Отец рава Авраама, рав Элияу-Акива, много лет был раввином Полтавы и, кроме того, первым редактором газеты «а-Модия» (переводится как «Известия» или «Информация») и журнала «а-Пелес» («Весы»), издававшихся до семнадцатого года. Оба эти издания выступали против левых сионистов и потому подвергались с их стороны резким нападкам.

Известно письмо рава Хаима Соловейчика по поводу «а-Пелес». Кто-то обратился к нему с вопросом: «Почему вы молчите, когда оскорбляют рава Рабиновича с его изданием «а-Пелес»?»

Рав Соловейчик написал в ответ: «Чем я могу тут помочь? Они (нерелигиозная пресса – И. З.) оскорбляют не только его, а всех раввинов. Просто потому, что видят перед собой борцов за Тору. Единственное, что можно этому противопоставить, – как можно активнее подписываться на «а-Пелес».

Большой талмид-хахам, рав Авраам-Биньямин уже после смерти отца тоже был какое-то время раввином в Полтаве, тайным и бесплатным.

Что еще сказать про рава Авраама-Биньямина? Он весь в такой детали: когда я уже перевез в Ташкент семью и жена родила, рав каждый день приносил ей молоко. Он умер через месяц после рождения моей дочери Хавы.

Я старался приходить к нему со своей едой (такая у меня привычка): буханкой хлеба и банкой консервов. А он всегда смеялся, что я не доверяю его кашруту. «Фар эм из кошер нор гибротене штейнер» («Для него кашерны только жареные камни»).

Потом я перебрался к ближайшим друзьям ташкентских Рабиновичей – к Круглякам. (Я познакомился с этой семьей в 56-м году, когда приезжал в Самарканд навестить свояка, рава Аарона Рабиновича, перед его отъездом в Израиль. Заодно побывал в Ташкенте.) Но их тоже неудобно было подвергать риску: Владимир Кругляк руководил отделом на большом авиационном заводе, во время войны эвакуированном из Москвы в Ташкент.

«Приехав в Израиль в самом начале 90-х, мы и думать не думали, что у нас здесь есть родственники. Совершенно неожиданно, по публикации в газете «Едиот ахаронот» («Последние известия»), меня нашел мой троюродный брат Моше Беззубов, о существовании которого я и не подозревал (сейчас он носит фамилию Боаз). Девичья фамилия его матери – Кругляк.

Родители Моше – Ханох Беззубов и Ента Кругляк – чуть ли не пешком, через Кавказ, в 1919 году добрались из своего Богуслава до Израиля. Спустя годы, обжившись, Ханох построил квартал Борухов, из которого потом вырос Тиватаим. Моше познакомил меня с «дядей Володей» – Владимиром Кругляком, братом Енты…»

Из рассказа поэта Геннадия Беззубова

«Рав Ицхак Зилъбер пришел к нам в первый раз накануне Суккот 56-го года, проездом из Самарканда. Это было в пятницу.

Он сказал мужу:

– Вы не волнуйтесь, у меня есть еда.

Вынул мешочек, там лежал кусок хлеба. Володя сказал ему:

– Жена уехала вчера в Москву проведать мать и приготовила все на шаббат, так что этот хлеб вы отдайте кому-нибудь.

Он отдал кому-то этот кусок хлеба и провел шаббат вместе с моим мужем. Потом они сидели трое суток без сна и разговаривали. Муж был впечатлен: «Это не человек, а ходячая энциклопедия!»

Из рассказа Лизы Кругляк

Приютив меня, обе семьи рисковали своим положением. Я ночевал то тут, то там. И не знал, что с женой, не отняли ли детей. И позвонить не мог…

Продолжение следует

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора