Журналист радиостанции «Новая жизнь» Михаил Бузукашвили предложил вынести на суд читателей фрагменты статьи «Иудеи и мы» французского еврея Армана Абекассиса, опубликованной на страницах газеты «Le Nouvel Observateur».
Какую роль в определении принадлежности еврея, на ваш взгляд, играют такие понятия, как еврейский народ, земля Израиля и Тора? Явилось ли возвращение евреев в Израиль несправедливостью по отношению к арабам?
Будем рады вашим ответам.
ЯЗЫК СЛАДОСТНЫЙ, КАК МЕД
Я родился в Марокко, в Касабланке, в 1933 году, и научился читать на древнееврейском раньше, чем на французском. С трех лет в хедере изучали алфавит, касаясь кончиком языка деревянной дощечки, где были начертаны буквы. У каждого ребенка была своя дощечка, и каждое утро раввин мазал буквы медом. И сегодня я могу написать 26 согласных древнееврейского алфавита языком. После хедера я поступил в школу Еврейского Альянса, где мне преподавали общую историю культуры. Приехав во Францию, продолжил учить древнееврейский, арамейский и арабский в школе Восточных языков, затем изучал филологию в Сорбонне.
ПЕРВЫЙ РАВВИН
Еврейское общество строилось вокруг трех важнейших фигур: царя, священника и пророка. В Иудейском царстве со столицей в Иерусалиме власть принадлежит царю, потомку Давида. В свою очередь, священник в храме занят делами культа. Политика и религия строго разделены. Чтобы привить этой жизни духовные ценности Торы, царь и священник должны найти компромисс. Чтобы не превратить компромисс в сделку с совестью, нужна третья инстанция – пророк. Он провозглашает божественные ценности, чтобы не допускать сделки с совестью, в которых погрязли царь и священник и которые закончились разрушением Храма и Вавилонским пленом. Как и предупреждал Иеремия: «Однажды придет враг, рассеет Израиль и разрушит Храм».
Изгнанные в 586 году, после первого разрушения Храма, евреи возвращаются в Иудею после семидесяти лет Вавилонского пленения. Персидский царь Кир принял это историческое решение: все, кого Навуходоносор отправил в изгнание, могут вернуться в свою страну. Когда эмигранты вернулись на родину, Иудея была оккупирована персами. Больше не было царя у иудеев, они потеряли политическую составляющую этой триады. Пророчество прекращается. Остается религиозная составляющая, представленная фигурой священника, которая обретает значительность. Имя одного из священников – Эзра Писец. Он произвел революцию. Эзра был кохеном, священником, но впервые решил выйти на паперть Храма, чтобы читать Тору перед собравшимся народом. В этом смысле Эзра – первый раввин.
Именно в его время Тора занимает центральное место. Именно вокруг Торы, а не вокруг Храма, Эзра объединяет народ. Теперь главным становится не отношение к Земле Обетованной, но отношение к Торе, на которой основывается иудаизм. В древнееврейском обществе (до Вавилонского изгнания) если у кого-то возникала проблема, то он шел к пророку, который говорил: «Я спрошу у Б-га». В иудаистском обществе человек идет к раввину, который говорит: «Я посмотрю, что написано в Торе». Так Книга становится посредником между человеком и Б-гом.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
По возвращении из Вавилонского плена перед евреями не стоит политической проблемы, поскольку нет больше царства. После Александра Великого, селевкиды оккупируют Иудею. Антиох IV Эпифан хотел эллинизировать страну. Террор его правления длился до восстания братьев Маккавеев, которые изгнали селевкидов и создали независимое еврейское государство. К сожалению, Маккавеи, которые пришли им на смену, смешивали религию и политику, царя и священника. В 63 году, в разгар гражданской войны, они обратились к Помпею, что привело ко второму разрушению Храма. С тех пор, вплоть до 1948 года, еврейское государство не будет существовать. Еврейская традиция всегда утверждала, что политика должна быть отделена от религии.
В 1948 году евреи обрели свою землю. Этот народ, рассеянный среди других народов, питающих к нему отвращение, искалеченный Катастрофой, вернулся на свою землю после тысячелетий изгнания. Увы, это возвращение и его законность повлекли за собой ужасную несправедливость в отношении арабов, которые жили там столетиями.
С одной стороны, событие было справедливым, с другой – несправедливым. Это главная проблема, с которой сталкивается Израиль. Его существование обосновано, но влечет за собой невыносимую несправедливость. Что делать? Нет иного выбора, как обратиться к Торе, к Талмуду, чтобы понять, что политика – ничто, если не делиться, если не защищать чужака, вдову, сироту и бедняка. И нужно помнить, что жизнь человека бесконечно важнее квадратных километров.
СВОБОДА И ЗАКОН
Согласно Торе, Израиль стал народом во время Исхода, когда евреи блуждали по безлюдной пустыне. Земля Израиля – не родина, и совсем не родина-мать. Не отец, не мать, но Земля Обетованная, жена. Если супруги забудут, для чего они вместе, тогда следует развод; вот почему Храм дважды был разрушен. Тора, словно намеренно, говорит нам: евреям не нужна была земля, чтобы стать народом. Им нужно было выйти из Египта, нужно было получить свободу, чтобы три месяца спустя, на горе Синай, эта свобода обрела смысл – закон.
Свобода не существует без Закона. Именно Закон, бесконечная ответственность делает народ тем, кто он есть. Принадлежность к земле не входит в определение идентичности, она – лишь средство показать, что закон управляет также отношениями между нациями, чтобы показать, что народ может заниматься политикой и подчиняться морали. Пророки говорят: земля без Торы – ничто. Если Израиль не следует морали, ему не нужна земля. Ни земля, ни кровь не входят в определение идентичности, иначе мы приходим к расизму. Нет необходимости в том, чтобы у тебя мать была иудейкой, чтобы быть иудеем, можно обратиться в веру. Великие раввины, такие, как Рабби Меир или некоторые судьи Синедриона, были обращенными…