(Продолжение)
Помещик вошел в сопровождении большой свиты. Говорил дружелюбно, но твердо: он здесь, чтобы забрать отшельника. Не надо сочинять про него сказки. Он обычный человек, только притворяется, что не от мира сего. Сейчас он привезет Фейвиша-Хеноха к себе в усадьбу, и там его заставят разговаривать.
Евреи стали просить пана отменить свое решение.
— Вы играете с огнем, — предупредили они.
— Ха! Смотрите, как я кнутом выбью из него всю дурь! — воскликнул помещик.
И он смело шагнул к отшельнику и ударил его. Тут же пальцы выпустили кнут, а рука бессильно повисла, пронизанная страшной болью. Как будто ее прострелили в нескольких местах.
Среди слуг началась паника. Они очень боялись, что хозяин, придя в себя, велит кому-то из них продолжить дело. Поэтому они быстро вынесли из синагоги своего орущего повелителя. У них была телега, на которой собирались везти пленника. Теперь туда положили хозяина и погнали лошадей назад, в поместье.
Польская пехота и кавалерия отступили из местечка в беспорядке. Евреи открыли ставни и осторожно выглянули наружу. Оказывается, они опять победили.
А отшельник все читал Псалмы, песни Давида. И люди, стоявшие рядом, чувствовали, что мед разливается у них по сердцу и глаза наполняются слезами.
Приехал гонец от помещика. Оказывается, он просит прощения. Он погорячился и больше так не будет. Сейчас его терзают жуткие боли, а доктора ничем не могут помочь. Может быть, отшельник…
Но евреи развели руками:
— Мы же предупреждали, что он никого не слышит. Он занят совсем, совсем другими вещами…
И правую руку помещика пришлось отрезать. А левой не так легко браться за кнут.
Как бы нам повеселее закончить эту историю? Вот слушай: жена раввина, у которой не было детей, собрала других бездетных жен, и они на свои деньги построили новую синагогу со специальным помещением для Фейвиша-Хеноха. И вот чудеса — вскоре после этого все женщины стали матерями.
Значит, все было правильно.
А кто же сомневался?
ПРОТИВ РАЗБОЙНИКОВ
Представь, сынок, что в доме есть темная комната, а в ней стоит старый сундук. Он обшит черной кожей, и медные шляпки гвоздей тускло светятся в полумраке. Ты откидываешь тяжелую крышку, надеясь найти что-то интересное. Но сундук пуст. Только на дне лежит старая карта. Там нарисованы горы, реки, мосты, пещеры. И дорога, по которой надо идти. Она приведет тебя к месту, где зарыто сокровище.
Вот здорово! Ты выходишь на улицу, чтобы заняться поисками. Вдруг дохнуло бурей, ветер вырвал из рук карту и унес ее неведомо куда. В руках остался только клочок. Да, ты сможешь сделать первый шаг. А дальше придется искать самому. Может, ты найдешь в пути другие карты, и будешь прикладывать к ним свой клочок: подойдет — не подойдет.
Смерть отца была для Боруха этим ветром. Он успел узнать только несколько частей плана: жить Торой, зарабатывать своим трудом, учиться у евреев. А дальше — обрыв. Он прикладывал обрывок своей карты к другим путям, другим судьбам. А вдруг совпадут? Тогда он поймет, как нести свою еврейскую службу.
Но история с отшельником не помогла ему, карты не совпали. Борух не мог представить, что всю жизнь, забыв обо всем на свете, он шепчет Псалмы. У него другой путь. Только как найти его?
Борух услыхал о нистарах — союзе скрытых праведников, которые бродят по свету, чтобы выручать евреев, которым грозит опасность. При этом было брошено слово «Любавичи». Оказывается, нистары избрали это место для встреч и тайной учебы. Здесь пересекаются их пути, здесь они обмениваются новостями. Давай, мы тоже навестим это местечко.
Продолжение следует
Из книги Эзры Ховкина «Странствия Боруха»