ССОРА ВO ДВОРЦЕ

Всем известно, что в расходах еврейской общины есть особая статья: деньги на подарки. В случае беды, когда евреям грозит кровавый навет или изгнание, эти деньги тайно текут в карман начальству, светскому или церковному, и евреев начинают притеснять меньше, а то и оставляют в покое совсем. На время.

Дед Боруха, Моше из Познани, был совсем молодым, когда его избрали парнасом, одним из глав общины. Почему евреи остановили на нем свой выбор? Он был богат, учен, а главное, обладал сильной волей. Кроме того, он великолепно говорил по-польски, на латыни и на многих других языках. А род его занятий — торговля драгоценностями — позволил ему завести знакомства среди сильных мира сего в разных концах страны.

Скоро все эти свойства ему понадобились. В Познани произошло событие, которое потрясло правоверных католиков. С огромного креста, стоявшего на перекрестке дорог, кто-то снял скульптуру распятого, разбил ее и выбросил на свалку. Здравый смысл, который, впрочем, часто подводит, говорил, что так мог сделать только тот, кто не верит в святость христианских догматов. Кто же это? Евреи.

Неуловимый запах будущих пожаров и пролитой крови носился в воздухе. Люди чуткие ощущали его и запирали двери своих жилищ на все засовы — как будто это может спасти от разъяренной толпы. Чтобы поставить точки над «i», посланцы епископа стали намекать главам еврейской общины:

— Придется раскошелиться. У вас же есть для этого особый фонд… Они не знали, что Моше, новый парнас, отменил его и приказал раздать деньги на нужды бедняков. Так какой-нибудь отчаянный пилот не берет в полет парашют, будучи полностью уверенным в своей машине, а главное, в себе.

Уверен, ну что ж… Тогда приходит «нисайон», испытание…

Первый ход сделал сам Моше. Он объявил, что главы еврейской общины хотят встретиться с епископом.

Реб Моше и два его товарища, надев субботние одежды, появились во дворце епископа.

После взаимных приветствий Моше сказал:

— Есть священники, которые распространяют слухи, что именно евреи надругались над статуей вашего святого. Нам бы хотелось знать, на чем они основаны.

— Кто же еще мог совершить такое ужасное кощунство? — в свою очередь удивился епископ.

— Только не мы. Всем известно, что евреи не вмешиваются в чужую религию, и уж тем более не затевают с соседями ссоры…

— Как евреи смеют твердить о своей невиновности! Все говорят, что именно они надругались над распятием, и это правда!

— Нам понятен план наших врагов: получить от нас побольше денег. Но обвинение, которое против нас выдвинули, смешно, нелепо, и они не заработают на нем ни копейки. Правда, раньше им удавалось вытягивать из евреев разные подарки и подношения. Но не худо бы вам знать: свидетельства о вымогательствах записаны, подписаны и хранятся в другом городе. Король и его советники не придут в восторг, познакомившись с ними…

Моше думал, что его слова подействуют на ксендзов, как ушат холодной воды. Он ошибся — это была спичка, брошенная в сухую солому. Со всех сторон раздались проклятия. Громче всех кричал молодой ксендз:

— Наглость евреев не имеет границ! Они становятся послушными, только когда их бьют! И это надо сделать, и к тому же отобрать все их имущество!..

Он повернулся к реб Моше:

— Ты первым подставишь голову под топор, когда католики, которым дорога их вера, начнут казнить тех, кто надругался над их святыней!..

Реб Моше воскликнул:

— Я уже говорил однажды, во время ученой дискуссии с кардиналами в Риме, что кулаками нельзя добиться правды! И Римский Папа согласился со мной. Он также обещал мне защиту от нападок в любой стране, где распространяется его власть. И вот документ, в котором он пишет об этом…

Реб Моше протянул епископу лист бумаги, из которого следовало, что Римский Папа был весьма доволен умом и познаниями Моше из Познани, проявленными во время дискуссии по вопросам веры. На лице епископа, читавшего это, отразился испуг. Как электрическая искра, этот испуг передался священникам, и вопли стихли. Моше из Познани продолжал:

— Я подумываю о том, чтобы в самое ближайшее время отправиться в Рим и рассказать там, какие ужасные и нелепые обвинения выдвигаются против евреев Польши…

Испуг на лице хозяина дворца стал еще заметнее.

— Если вы действительно хотите знать, кто сломал вашу святыню, то это сделал он!

И Моше указал на молодого ксендза. Тот побледнел. Конечно, в этих словах было мало здравого смысла: ну какой же ксендз осмелится ломать распятие? Епископ начал расследование и убедился, что Моше сказал правду. Молодой ксендз совершил кощунство с «благой целью» — ограбить евреев. Поэтому он не получил того, что полагалось за оскорбление христианской религии: пытку и костер. Вместо этого его вскоре отправили в Рим на покаяние и исправление. А евреи избавились от навета, заработав несколько спокойных лет.

Эзра ХОВКИН, Из книги «Странствия Боруха»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора