«Когда моя жена Линда потребовала развода, то я, как всегда, обещал исправиться, — рассказывал американский бизнесмен Миллард Фаллер. — Но время шло, а я ничего не менял…»
Миллард женился на Линде, будучи небогатым человеком, пишет известный гуру в области семейного счастья, ортодоксальный еврей Морт Фертель в своем бестселлере «Marriage Fitness». Миллард полностью отдался работе, а вскоре и ведению своего дела, добившись большого успеха. Но чем лучше шел его бизнес, тем хуже становились его семейные дела. Линда жаловалась, что их сын растет без отца, но он игнорировал ее слова.
«Когда Линда пришла ко мне в офис и сказала, что ее жизнь стала невыносимой, я был удивлен, — делился Миллард. — Я думал, что выполняю все ее желания.
«У меня есть все, кроме самого главного — мужа», — возразила мне Линда.
Я, как всегда, обещал что-то изменить, но все продолжалось по-старому. Тогда Линда ушла из дому. В ту ночь я укладывал сына спать, а он, улыбаясь, сказал мне: «Папа, я так рад тебя видеть!» Что-то екнуло в моем сердце, и я понял, что упускаю в жизни самое главное. Я встретился с женой, и на сей раз мы начали новую жизнь. Мы задумались о смысле нашего существования. Я пришел к выводу, что жизнь — это не только подарок, но и ответственность. Мы обязаны помогать людям, делиться с ними тем, что Всевышний дает нам».
Миллард начал посвящать больше времени семье, а затем основал филантропическую организацию «Habitat for Humanity». В 1996 г. президент Клинтон наградил Милларда Фаллера медалью Свободы, высшей наградой США, заявив, что «Habitat for Humanity» является самым успешным общинным проектом в истории страны.
Всему свое время… Пришло время весны, начался Нисан, который Тора называет месяцем весны. Все физические явления нашего материального мира отражают явления мира духовного, ибо все, что происходит на земле, — проекция того, что происходит на Небесах. И если весной пробуждается природа на земле, то это потому, что пробуждаются Небеса. Потому весна — это время, когда мы должны пробудить свои души от зимней спячки.
Но как человеку преодолеть свою естественную инертность, как изменить свою жизнь? Впрочем, нам следует осознать, что если мы сами не меняемся к лучшему, то нас заставляют измениться обстоятельства.
Если человек свыкся со своим положением раба, он не может начать борьбу за свободу. Однако если рабство стало нестерпимо горьким, тогда он начинает стремиться к сладости свободы.
Во время Пасхального Седера мы едим мацу — символ свободы, затем горькую траву марор — символ рабства, а в конце концов соединяем мацу и марор в память о том, как ели пасхальную жертву, когда еще стоял Храм.
Маца напоминает нам о том, что мы уходили из Египта так стремительно, что тесто не успело закваситься, а горькая трава марор о том, как египтяне омрачали нашу жизнь. Соединяя мацу и марор, мы провозглашаем, что не только сладость свободы — маца, но и горечь рабства — марор помогали Исходу. Если бы не притеснения Фараона, то мы так бы и продолжали сидеть в рабстве, откладывая свободу до лучших времен. Потому, оглядываясь назад, мы говорим: «Нет худа без добра» и, соединяя мацу и марор, благодарим Всевышнего даже за те страдания, которые он посылал для нашего же блага…
Врачи говорят человеку, что он должен изменить образ жизни, а он все откладывает. Тогда болезнь может стать катализатором перемен…
В наказание за злословие еврей в Синайской пустыне заболевал проказой, а в награду за раскаяние наступало излечение, как сказано: «И вот излечилась рана проказы от прокаженного» (Ваикра, 14:3).
Казалось бы, следовало сказать: «Излечился прокаженный от раны проказы». Преступление на Земле рождает отрицательную духовную силу, «прокурора» на Небесах, пишет «Малэ а-Омер». Однако если человек совершает раскаяние от любви, то превращает «прокурора» в своего «адвоката». Внимая горькому уроку Небес, человек преобразует горечь в сладость, и тогда его рана «излечивается» и из наказания становится наградой.