Еврейская секция — это общее название еврейских организаций РКП(б): после революции коммунисты создали у себя в партии национальные секции, которые должны были внедрять коммунистическую идеологию «среди своих», то есть на родном языке уговаривать людей «строить социализм». Члены Евсекции беспощадно боролись с «пережитками прошлого» — с верой своих отцов: закрывали синагоги и миквы (бассейны для ритуальных омовений, которых требуют законы семейной жизни евреев), запрещали кашерный убой скота, сажали в тюрьмы тех, кто обучал Торе.
Сказано в Торе: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути исхода из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших (что шли) позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Б-га» (Дварим, 25:17-18).
«Б-га не боится» — вот главная характеристика Амалека.
Тора продолжает: «И будет, когда Г-сподь, твой Б-г, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Г-сподь, твой Б-г, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь» (25:19).
Это две отдельные, самостоятельные заповеди — помнить, что сделал Амалек, и не забывать об этом. Тора усиливает приказ тем, что дает к нему «пару» заповедей («делай» и «не делай», «асэ» и «ло таасэ» на иврите). Причем в этом случае Раши указывает на такое различие между ними: не забывать — в сердце, помнить — устами. Тора приказывает нам всегда хранить этот факт в памяти.
До Второй мировой войны я удивлялся: зачем Тора увековечивает память о злодеянии Амалека? Ни о каких других врагах (которых в истории евреев немало) Тора такого приказа не отдает. Почему? Во время этой войны я понял. Потому что Амалек страшнее и опаснее всех других врагов.
Для чего Тора подчеркивает (дважды говорит в трех стихах отрывка), что Амалек напал «в пути»? А если бандит напал на человека дома, ему что — прощается?
Дело в том, что почти все войны имеют причиной или хотя бы главной формальной причиной борьбу за территории. У народа Израиля своей территории не было — он находился в пути.
Бывает целью войны грабеж, борьба за богатства. У евреев никаких особых ценностей не было. Не серьги же и кольца, которые они взяли с собой из Египта! Да Амалек на них и не покушался.
Бывает, между народами вспыхивает старая ненависть, как у армян с азербайджанцами. Но здесь и этого не было. Амалек — внук Эсава. Эсав и Яаков, наш праотец, — братья. Правда, в свое время они враждовали, но, получив ценный подарок от Яакова, Эсав добровольно ушел в Сеир из Эрец-Исраэль.
Почему же Амалек напал на евреев? Была у него причина, но совершенно особая.
Исход из Египта сопровождался чудесами. Египетские казни были «курсом лечения» как для египтян, так и для евреев, которые так долго гнили в Египте, что тоже стали служить идолам и были все необрезаны. Надо было открыть глаза и тем, и другим, показать им, что есть Б-г, есть Властелин над миром. Поэтому Всевышний нанес по Египту десять ударов — дал ему десять уроков. Например, главным идолом в Египте была река Нил — поэтому два из первых трех ударов («уроки» разбиты на группы: три, три, три и один) были нанесены по Нилу: вода превратилась в кровь, сушу заполонили лягушки, вышедшие из реки.
К концу десяти египетских казней евреи стали верующими. Да и многие другие народы призадумались о Б-ге. Амалек со своей ведущей идеей — неверием в силы выше природных – «не боялся Б-га». И решил «разоблачить миф»: пришел в пустыню, напал на евреев, ведомых Всевышним, чтобы показать, что не так уж это страшно. Амалек был разбит, но страх перед евреями как перед народом Б-га был поколеблен.
В имени «Амалек» — два корня: «ам» (народ) и «лак» (лакать). Амалек – «народ, лижущий (кровь)». Народ, не просто убивающий, но убивающий, терзая, — наслаждающийся убийством.
Гематрия (численное значение букв в слове) «Амалек» равна гематрии «сафек» (сомнение). Главное дело Амалека — сеять сомнение в сердцах евреев: «Кто сказал, что Б-г есть? Кто сказал, что Тора от Б-га?» А дальше уже идет: «Вовсе не обязательно молиться. Необязательно соблюдать субботу. Можно и так быть евреем…» — и все прочее, что мы, к несчастью, не раз слышали.
Амалек охлаждает сердца. Сказано о нем: «Который напал на тебя в пути» — «ашер карха ба-дерех». Это можно понимать и как «который охладил тебя в пути» («кор» — «холод», «карха» — и «напал на тебя», и «охладил тебя»). «В пути» — в том долгом пути, которым мы и сегодня идем, ибо от изгнания до прихода Машиаха — большая дорога.
Тора говорит: «… Поклялся Г-сподь престолом, что война у Г-спода против Амалека из рода в род» (Шмот, 17:16). Некоторые слова в этом стихе написаны очень странно: в слове «престол» не хватает буквы «алеф» (не «кисэ», а «кес»), Имя Всевышнего дано только наполовину (не четыре буквы, а две). Почему?
Тора указывает нам: пока существует Амалек, престол Всевышнего не целен. Что такое «престол»? Люди возводят на престол того, кому они решили подчиняться. Слова «престол Б-га» означают здесь послушание Б-гу. Амалек ослабляет престол, то есть подчинение Б-гу. И потому, пока существует Амалек, престол Б-га не целен. И Имя Б-га так и будет для нас неполным, пока память об Амалеке не сотрется из поднебесья.
Что же касается Германии, то, если коротко, Германия — это Амалек, о чем мы знаем из устной Торы. Талмуд в Мегиле, 6б приводит слова Раши: «Гермамия — название власти (государства), происходящей от Эдома (он же — Эсав. — И. З.)». Виленский Гаон (который, среди прочего, изучал написание отдельных слов в Талмуде) уточняет: «Гермамия» — следует читать «Германия». И указывает, что это северяне со светлой кожей и светлыми волосами.
У Эдома-Эсава было много потомков. У одного из его сыновей — Элифаза — был сын Амалек. Германия и есть Амалек, внук Эсава.
Германцы проявились как Амалек еще в средние века, в эпоху крестовых походов. Они не только участвовали в этих походах, но и безжалостно уничтожали целые еврейские общины на своей территории (всем известны названия таких городов, как Вормс (Вермайза на иврите) и Майнц (Магенца), где евреи были почти полностью истреблены; молитва «Ав а-рахамим» — «Отец милосердия», которую мы читаем по субботам, сочинена неизвестным евреем из Германии).
Из книги воспоминаний «Чтобы ты остался евреем»