Субъективная реакция

Законы оноас дворим основаны на субъективной оценке человека, с которым вы общаетесь. Это означает, что даже если большинство ваших знакомых не возражает, если кто-то говорит с ними определенным образом, тем не менее, если ваш нынешний собеседник оскорбится, разозлится или расстроится из-за ваших слов, они запрещены к употреблению. Поэтому у вас нет никакого права говорить неприятные слова обидчивому человеку только потому, что «Я бы не возражал, если бы кто-то сказал такое мне» или «Я даже вижу нечто положительное в том, что кто-то шутит со мной таким образом».
Каждый человек использует слова по-разному. Из-за разного жизненного опыта люди реагируют иначе на разные фразы, выражения и термины. Все, что может обидеть человека, расценивается как оноас дворим, даже если другого человека эти же самые слова не обидят.
Каждый человек уникален. Большинство людей могут быть задеты определенными комментариями и не задеты другими. У каждого свои уязвимые места. Даже если вы и невосприимчивы к одним формам оноас дворим, существуют другие формы, которые могут стать для вас источником беспокойства. Тем не менее, если вам действительно все равно, что скажут другие, вы должны считаться со специфической реакцией человека, с которым сейчас разговариваете.

Осмысление Торы
Когда кто-то делится с вами размышлениями об идеях, почерпнутых в Торе, вы можете порой не соглашаться с тем, что говорит ваш собеседник, или предпочитать иную манеру обмена идеями. Будьте осторожны, чтобы не обидеть собеседника. Есть пути, которые позволяют, не соглашаясь с чьими-то идеями, побудить человека продолжать делиться с вами мыслями, почерпнутыми из Торы, а есть пути, ведущие к причинению огорчений.
Отрицательный подход: «То, что ты сказал — такая тупость! Только абсолютный невежда мог такое ляпнуть!», «Это настолько очевидно, что даже неучу это известно».
Положительный подход: «Спасибо за то, что поделились своими мыслями со мной. Давайте-ка вместе подумаем над тем, что вы сказали».
Всегда были знатоки Торы, старавшиеся найти зерно истины в рассуждениях о Торе y других людей, даже у совсем юных учеников. И хотя они никогда не пойдут на компромисс в поисках истины, они все равно будут фиксировать свое внимание на правильных аспектах в рассуждениях учеников. Это даст ученикам желание продолжать изучение Торы и позволит избежать неловкости и «сохранить лицо». Если вы в первую очередь обращаете внимание на то, чтó в рассуждениях собеседника верно, он будет более расположен выслушать вас, когда вы обратите его внимание на те аспекты, по которым вы с ним не согласны.
В особых случаях знатоки Торы резко критиковали идеи других ученых, дабы предотвратить принятие ложных утверждений. Но это скорее исключение, нежели правило.

Перевод Аркадия ВЕРЗУБА

Желающие приобрести книгу рабби
З. Плискина «Сила слов» могут послать чек
или money order на $18 по адресу: Arkadiy Verzub, 4385 Ardmore Rd., South Euclid, Ohio, 44121.

Опубликовал: Рав Зелиг ПЛИСКИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться