— Наши общие знакомые охарактеризовали вас как человека земного, в прямом смысле этого слова, то есть работающего на земле. — И они правы: я работаю по специальности – агрономом. А Нина, моя жена, – на салатной фабрике.
— «Работаю по специальности» — то есть привезли диплом?— Привез диплом Киевской сельхозакадемии, и работаю я по специальности.
— Повезло, рад за вас — не пришлось переучиваться. Если у вас есть толика свободного времени, то пройдемся, вернее, пробежимся мысленно по Гуш Катифу.— Весь блок поселений Гуш Катиф расположен в прибрежной полосе – слева и справа от города Газы. В самой Газе евреев нет. Так и напишите. От города Ашкелона, о котором все слышали наверняка, до города Газы порядка 14 километров. От Рафиях Яма, где я живу, до Газы порядка 25 километров. Так что ошибаются (или сознательно искажают истину) те, кто утверждает, что мы живем среди арабов.
— У нас в Штатах об этом недавно открытым текстом заявил израильский посол Дан Аялон: «Нет и не может быть будущего у примерно семи с половиной тысяч евреев, которые живут на территории, окруженных двумя с половиной миллионами арабов».— Это заявление политика, состоящего на государственной службе, а я вам предлагаю заявление поселенца. Весь сектор Газы разделен на две части – южную и северную. Северная – ближе к Ашкелону. Южная – ближе к Рафияху, то есть к границе с Египтом. В северной части расположены три поселения: Дугит, Алей Синай и Ниссанит. Дальше идет сама Газа, недалеко от нее расположено самое наше проблемное поселение Нецарим. Когда едешь вдоль моря, то достигаешь перекрестка на основной трассе. Направо повернешь — там город Газа, налево повернешь – через 7-8 километров увидишь Нецарим. Южная часть сектора Газы заканчивается у Рафияха. Если выйти из моего дома, то можно увидеть египетский флаг на пограничной вышке.
— И что происходило в Рафиях Яме, когда в рамках операции «Радуга в небе» израильские танки прочесывали Рафиях?— Рафиях Ям – самое южное еврейское поселение в секторе Газы, которое граничит с арабским городом Рафиях. От поселения до блок-поста каких-то полтора километра. Сам Рафиях разделен на египетскую и палестинскую части. По Кемп-Дэвидскому соглашению о мире с Египтом обе части разделяет знаменитый «Филадельфийский коридор». Охраняют его наши солдаты. Под этим коридором палестинцы пытаются доставлять из Египта контрабандное оружие. Чтобы положить, наконец, предел этому «бизнесу», и была предпринята операция «Радуга в небе», во время которой, к сожалению, погибли экипажи двух бэтээров.
— У вас есть дети?— У меня их трое. Более того – у меня уже две внучки. Старшая дочь живет в Нетивоте, младшая – в Гуш Катифе. А сынуля заканчивает шестой класс.
— Тревожно ли вам было растить детей в Рафиях Яме?— Поверьте мне, и пусть читатели «Еврейского Мира» мне поверят, — в Тель-Авиве намного опаснее жить, чем в Рафиях Яме.
— Разве на Тель-Авив упало столько же «железок», нафаршированных взрывчаткой, сколько на Рафиях Ям?— На поселения Гуш Катифа, на южную часть, за весь период интифады упало более трех тысяч минометных снарядов. Ну и террористы не унимаются. Погиб от руки террориста наш сосед, бывший военный. А до этого — наш друг, живший в соседнем поселении. Он сидел в своем офисе, вошел террорист и расстрелял его в упор. Тем не менее, никакой тревоги в Рафиях Яме вы не почувствовали бы во время операции в Рафияхе, да и сейчас не почувствуете. Все спокойно работают, молятся, учатся, проходят соревнования в назначенные сроки. Кстати, когда Армия Обороны ввела танки в Рафиях, в Рафиях Яме разыгрывался кубок чемпионов среди футбольных команд.
— Я был знаком с некоторыми членами вашей партии «Моледет», когда во главе ее стоял легендарный Рехаваам Зеэви, которого расстреляли террористы. Встречался я в Манхэттене и с Бени Элоном, преемником Зеэви. Под началом Элона партия, на мой взгляд, растеряла свою боевитость…— У Рехаваама было имя. У Рехаваама была четкая программа урегулирования ближневосточного конфликта. Рехаваам всегда говорил ничем не завуалированную правду. У Рехаваама был определенный электорат. Сейчас идеи Рехаваама уже не столь популярны.
— Знаю, что преемником Рехаваама Зеэви попытался стать его сын, но не получилось. Почему?— Думаю, что его желание было не столь сильным.
— Но Бени Элон демонстрирует почти такую же неукротимость, что и Зеэви, его предшественник: он жестко критикует план Ариэля Шарона, за что и был отправлен в отставку. — Вообще-то все, что происходит там, наверху (это мое личное мнение), мягко говоря, некрасиво. Увольнение министров только за то, что их точка зрения на арабо-израильский конфликт отличается от точки зрения премьер-министра, не красит Ариэля Шарона.
— Не могу не процитировать абзац из «Открытого письма» Авигдора Либермана Ариэлю Шарону. «Ваш способ достижения большинства при голосовании, — пишет лидер партии «Наш дом – Израиль», — стоит внести в школьные учебники. Ваша плодотворная идея может быть расширена. Следуя Вашей логике, имеет смысл исключать из партии каждого, кто не согласен с точкой зрения ее руководителя. А граждан страны, не согласных с мнением главы правительства, лишать гражданства. Это позволит политическому лидеру всегда обладать «демократическим» большинством».— Причем надо иметь в виду, что Шарон уволил Элона и Либермана только за намерение проголосовать против плана одностороннего отделения, — не за действия, а только за намерение действовать. Шарон пошел ва-банк, чтобы достичь своей цели. И такой стиль руководства страной настораживает. Я готов допустить, что оттуда, сверху, он видит то, чего не вижу я из Рафиях Яма, но и Шарон, и Абович – граждане демократической страны. Не хочу сегодня выставлять оценки – хорошо ли станет евреям, если поселенцев эвакуируют из сектора Газы, плохо ли – но хочу обратить внимание читателей «Еврейского Мира» на другой аспект проблемы. Еврейским семьям, живущим в поселениях сектора Газы, говорят: «Здесь вам жить нельзя!» А почему нельзя?! – А потому что нельзя!! – А где можно? — А можно вам жить там, там и вот там. — Но почему там, а не здесь? Разве здесь мы не живем?
— Вы живете, соглашаются оппоненты, но почему солдаты Армии Обороны должны платить своей жизнью за ваше желание жить здесь?— Мы приехали в Рафиях Ям в конце 1997 года, над домами развевались бело-голубые флаги; и мы поняли, что приехали домой. Поселились здесь не для того, чтобы скоротать годы в ожидании неминуемой эвакуации. Мы поселились здесь не для того, чтобы воевать с арабами. Мы поселились здесь, чтобы просто жить.
— Здесь, если ничего не утаивать, жить просто дешевле, чем непосредственно на территории Израиля…
— Но кто из нас, особенно репатриантов и эмигрантов, не хочет купить дом подешевле? Тем более что здесь тогда, когда мы приехали, палестинцы из Рафияха, Хан Юниса и близлежащих деревень спокойно въезжали в еврейские поселения на своих машинах! Они работали в еврейских поселениях, в еврейских домах!! Это было в 98-м году, а за пять лет до этого соседи мои, и я им верю, спокойно ездили за покупками в Рафиях, Хан Юнис и Газу!!! Весь сектор Газы патрулировало одно подразделение солдат Армии Обороны Израиля – 9 человек на двух джипах. Такая атмосфера царила здесь до подписания Ицхаком Рабиным «Ослиных» соглашений.
— А какая атмосфера царит в нынешнем Рафиях Яме?— Только не атмосфера обреченности! Никто не сидит на чемоданах, никто не срывается с места. У многих есть земельные наделы, многие занимаются фермерством. Представьте себе американский берег океана…
— Представил себе береговую полосу на юге штата Нью-Джерси…— Теперь представьте себе дюны…
— Как на Рижском взморье…— Вот на таких дюнах расположен Рафиях Ям, в котором порядка 35 домов, в том числе и новые, построенные года два назад. В Рафиях Яме 23 семьи, в которых примерно 80 детей. Кто-то из новоселов получил стандартный дом – три комнаты, кто-то смог приобрести виллу. В основном живут в Рафиях Яме люди среднего достатка, у которых хорошая работа, нередко свой бизнес (сельскохозяйственный, швейный), хорошие машины. Прекрасная природа, море рядом, недорогие дома, за детей не волнуешься, всегда есть работа для тех, кто хочет работать, приличный уровень жизни.
— Может, и «русская улочка» есть?— Только — «русский» дом.
— Ага, дом, который построил Арье…— !..
— И как относятся к вашей светской мишпохе религиозные соседи?— Лучше спросите, как наша мишпоха к ним относится…
— Но не они к вам, а вы к ним приехали! — Сейчас поймете: каждую пятницу я приезжаю домой, где все уже готово к субботней трапезе. Садимся всей мишпохой за стол и, поверьте мне, великолепно себя чувствуем.
— Но вы светские люди!— Светскость не исключает соблюдение традиций народа. Я считаю, что суббота – это святой день для еврея, и я рад тому, что жена разделяет мои взгляды.
— И политические тоже?— О политике израильской вы услышите только мое сугубо личное мнение – не мнение жены, не мнение поселенцев, а мое личное.
— О’кей, насколько эффективен призыв Совета поселений оперативно расселять в Гуш Катифе новые семьи, чтобы помешать осуществлению плана Шарона?— Может быть, на этот призыв откликнутся религиозные сионисты. Основная масса поселенцев, живущих в южной части сектора Газы, религиозна. Светских поселений всего два: Рафиях Ям и Пеат Саде – Угол поля.
— Светские израильтяне, полагаете вы, на призыв Совета поселений не откликнутся, а на призыв Шарона?— Я уже сказал: никто никуда из Рафиях Яма не побежал.
— И не побежит?! План одностороннего размежевания Израиля с Палестинской автономией обрастает подписями, и вот-вот последуют действия. Особенно в том случае, если будет сформировано правительство национального единства. Пока, как вы знаете, план Шарона одобрен министрами в принципе. К судьбе поселений они вернутся месяцев через шесть.— Министры дружно сделали хорошую мину при плохой игре. Они, видите ли, принимают план Шарона, но не принимают трактовку этого плана. Биньямин Нетаниягу согласен с тем, что нужно уходить из сектора Газы, но сначала нужно достичь соглашения с администрацией Палестинской автономии. С ним солидарны и Сильван Шалом, и Лимор Ливнат. На мой взгляд, временный протест этой троицы не имеет ничего общего с протестом министров Цахи Анегби, Узи Ландау, Эфи Эйтама, Бени Элона, Авигдора Либермана, Натана Щаранского и других.
— Согласны ли вы с тем, что Либерман и Щаранский представляли в правительстве «русскую улицу»?— Я против самого понятия «русская улица». Оно может оставаться фигурой речи, но «русской улицы» как таковой в еврейском государстве нет. «Русская улица» нужна политическим игрокам, чтобы разделять и властвовать, чтобы собирать голоса перед выборами в муниципалитеты и кнессет. Нет ни «русской улицы», ни «марокканской улицы», а есть одна широкая «еврейская улица».
— По которой широко – шире некуда — шагает премьер-министр Ариэль Шарон…— Я скрупулезно слежу за шагами очень уважаемого мною премьер-министра, и, надо отдать ему должное, он, как бульдозер, идет к своей цели. Очень точно подметил автор книги о Шароне: он не останавливается на красный свет…
— Идет с «широко закрытыми глазами»…— Идет? Пусть идет… Но в истории нашего народа всегда…
— Сейчас поведете речь о чудесах…— Именно о чудесах, которые, как ни крути, а все же имели место. За примерами далеко не пойдем: на Гуш Катиф, как я уже сказал, упало 3000 минометных снарядов – 3000! – и ни один еврей не пострадал.— Но никакое чудо не спасло город Ямит – эвакуировали подчистую!
— Поселения на Синае и поселения в секторе Газы – суть разные поселения. Ямит был построен на оккупированной евреями территории Египта. Ямит и близлежащие поселения признавались на уровне израильского правительства оккупированными – но не аннексированными! — территориями. Рано или поздно эти территории пришлось бы возвращать.— И Ариэль Шарон — на уровне правительства! — признал оккупированными территории Палестинской автономии!..
— Что ж, давайте разберемся с нашими «оккупированными» территориями. Нет ни одной арабской семьи, которая могла бы предъявить претензии хотя бы на один квадратный метр земли Гуш Катифа. На прошлой неделе я видел карты района Гуш Катиф, изданные в 1967 году, — пески, одни только пески, пески, пески. Ни Газы, ни Хан Юниса, а Рафиях был микроспальным райончиком. Когда здесь появились евреи, проложили дороги, развели сады, построили дома, предприятия и открыли школы, то наши «двоюродные братья» дружно пришли к выводу: сионисты оккупировали арабские земли. С чего это вдруг – шли годы, и никто из них на эту землю не претендовал.
— Выходит, что Шауль Мофаз, израильский министр обороны, льет воду на мельницу «двоюродных братьев», когда утверждает, что сектор Газы никогда не входил в еврейское историческое наследие?— Шауль Мофаз не может не знать о том, что именно здесь, в Газе, совершил свой последний подвиг Самсон-богатырь. Далее – когда евреи вошли в Ханаанскую землю, то Газа досталась во владение колену Иуды. Если я ошибся, то читатели «Еврейского Мира» меня поправят, — меня или Шауля Мофаза.
— Так к чему пришли в поселениях – решили уповать на чудо? Джордж Буш во главе лидеров стран «большой восьмерки» намеревается демократизировать Ближний Восток; Вашингтон, Брюссель, Москва, Каир, Амман и Иерусалим на пути к «Дорожной карте» договорились осуществить план Шарона, в том числе очистить сектор Газы от еврейских поселенцев, а сами еврейские поселенцы уверены, что не повторят судьбу поселенцев Ямита? — С самого первого дня жизни в секторе Газы поселенцам Гуш Катифа угрожали эвакуацией, но все премьер-министры, лелеявшие такие проекты, слетали со своих теплых мест, так и не сумев убрать поселенцев. Шатается кресло и под Ариэлем Шароном. Он глава правительства меньшинства, а когда ты становишься главой правительства меньшинства, то впору начинать обратный отсчет времени… И жизнь в Израиле опять пойдет по накатанному кругу: досрочные выборы, формирование правительства, притирка, конфликты, вотумы недоверия – когда и кому заниматься поселенцами…
— Полагаю, заниматься поселенцами придется Биньямину Нетаниягу, который примет дела у Ариэля Шарона. Но, как сказал бы агроном Арье Абович: хрен редьки не слаще…— Нетаниягу – прекрасный экономист, политик американской школы, и ему, скорее всего, придется расхлебывать кашу, которую заварил еще в 1993 году Шимон Перес.
— И Нетаниягу в рамках демократической преемственности пришлет поселенцу Арье Абовичу письмо, в котором укажет сроки эвакуации и предложит 300 тысяч долларов компенсации. Уже создана комиссия во главе с генеральным директором минюста Аароном Абрамовичем для оценки стоимости имущества поселенцев, — эксперты решили опираться на расценки комиссии, работавшей в Ямите. Уже предлагают авансы всем, кто согласен добровольно переселиться. И что ответит премьер-министру поселенец Арье Абович из Рафиях Яма?— Ну, во-первых, никто, а я как агроном знаю в Рафиях Яме каждого фермера, ни разу не заговорил со мной о сумме компенсации. А во-вторых, я, наверное, отвечу, как тот космонавт, которому в Израиле поставили памятник: «Надо ехать…». А что делать? Браться за топоры и вилы? Забрасывать камнями солдат Армии Обороны Израиля?
— Есть в еврейских поселениях и такие парни, вот недавно «Едиот Ахронот» сообщила о проекте группы Михаэля Бен-Хорина, который заявил, что они готовы приступить к созданию государства Иудея. Если вы помните, то идея эта была брошена в народ раввином Кахане. Эти «государственники» призывают создать собственную самооборону, когда израильская армия оставит сектор Газы, собственную экономику и т. д. и т. п. — Такие горячие еврейские парни есть только в поселениях Западного берега. В поселениях Гуш Катифа, где то теракт, то остановка предприятия из-за невыхода на работу палестинцев, то требование 150-тысячной манифестации сторонников левого лагеря «убраться из Газы», бенхоринцам, увы, делать нечего. Но если бы в поселениях Гуш Катифа жили не семь с половиной тысяч евреев, а семьдесят пять с половиной тысяч, если бы в свое время Ицхак Шамир не запретил расселять репатриантов на так называемых территориях, то, поверьте мне, сегодня никто бы и не заикнулся даже о том, что Гуш Катиф надо отдавать. Но все в руках Б-жьих, это говорю вам я, светский поселенец Арье Абович. Кстати, то же самое вы услышите из уст американских христиан, которые называют себя «любящие Израиль». И я не так уж много на себя возьму, если от имени всех поселенцев Гуш Катифа передам им на страницах «Еврейского Мира» благодарность за искреннюю поддержку наших усилий сохранить Эрец Исраэль.
На снимке: Арье и Нина Абович, поселенцы Рафиях Яма, ставшего для репатриантов с Украины подлинным еврейским домом