Подруга моего сына по учебе в юридической школе Гарвардского университета, китаянка с Тайваня, после трех лет подготовки приняла иудаизм.
«Как твои родители отнеслись к этому?» — спросил я ее. «Они протестанты. Для них главное, что не католицизм», — ответила мне новая еврейка. О таких чувствах к католицизму я вспомнил после недавней резолюции Ватиканского синода по Ближнему Востоку, призывающей Израиль покончить с «оккупацией» Иудеи и Самарии.
Медиамагнат Руперт Мердок, которому мы обязаны концом монополии левой прессы в Америке, в недавнем выступлении выделил три фазы давно ведущейся против Израиля борьбы: обычную войну, терроризм и сегодняшнюю «мягкую войну, стремящуюся изолировать Израиль, делегитимируя его». «Ситуация возникла курьезная, — заявил Мердок, — в то время как Израиль подвергают возрастающему остракизму, Иран, гордо и громко стремящийся к уничтожению Израиля и создающий атомное оружие, не опасается упреков». С последними решениями синода в пестрый антисемитский и антиизраильский хор, стремящийся делегитимировать еврейское государство, вступила католическая церковь.
Величайшей бедой христианства восемнадцать веков назад стал разгром римлянами Иудеи. Иудейская секта, имевшая свое особое мнение о личности мессии (общепринятого мнения о том, каким будет мессия, в иудаизме нет и поныне), — христианство, — оторвавшись после этого разгрома от материнской религии, стало развиваться под влиянием греческих языческих сект. Безумства инквизиции, от которых немало пострадали сами христиане: сожжение Джордано Бруно, выдающегося физиолога Сервета, преследования Галилея, религиозные войны против инакомыслящих христиан — сопровождали историю христианства после отрыва его от иудаизма.
Столь разительное отличие «свершений» католического общества от нравов его материнской религии можно объяснить важнейшим изменением, внесенным в частную жизнь адептов католицизма при его создании. Клирики в католицизме — священники и монахи — обязаны дать обет безбрачия, а мирянам запрещен развод. Целибат, противный природе человека и учению Торы («Мужчина… прилепится к жене своей, и станут они единой плотью», — повелел Всевышний (Берешит, 2:24), ведет или к разврату — недавние скандалы с совращением католическими клириками малолетних в США раскрыли нравы, вряд ли отличные от тех, которые существовали в католическом обществе столетиями, — или же, если клирик стоек к потребностям нормальной человеческой жизни, целибат безнадежно деформирует его психику. Жизнь не мила и тем мирянам, которые из-за неудачного брака обречены всю жизнь тащить лямку безрадостного существования. Во всех этих случаях — у одних из-за душевных мук восприятия собственной жизни как греховной, у других из-за насилия над собственной природой — психика травмируется. Знаки таких травм — Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда католики вырезали во Франции до 30 тысяч гугенотов, сожжение на кострах инквизиции тысяч женщин, включая девочек 7–10 лет, под хеллоуинским предлогом борьбы с ведьмами, «Крестовый поход детей» 1212 года — отправка на завоевание «Гроба Господня» 25000 «безгрешных» детей, которых, как полагают, по дороге в Тунисе организаторы похода продали в рабство.
Отношение католицизма к еврейству определено, думаю, по большому счету завистью. Уродуя свою жизнь безбрачием и отсутствием законных детей, страдая или от осознания греховности своей сексуальной жизни или от противоестественности воздержания, клирики в католицизме стараются за счет своей жертвы достичь близости с Б-гом, — такой, как у избранного народа, ведущего к тому же нормальную семейную жизнь со своими привлекательными чадолюбивыми женами-еврейками. Эта зависть выливалась веками в ужасы резни, в изгнания, в антиеврейские законы, в костры аутодафе. Апофеоз отношения христиан к евреям — Холокост и индифферентность к нему современного Холокосту папы — Пия XII.
Казалось, что антиеврейская линия католицизма смягчится с решениями II Ватиканского Собора 1963–1965 годов, отменившими все антисемитские положения исторического католицизма. Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил, что Первый (Ветхий) Завет является действующим заветом с Б-гом, и евреи получают через него спасение. В записке, вложенной им в Стену Плача во время его визита в Иерусалим в 2000 году, этот папа назвал евреев избранным народом.
Увы, недавние решения Ватиканского синода показали, что комплексы католичества относительно евреев не изжиты. Епископы постановили: «Мы решительно протестуем в связи с использованием текста Священного Писания для обоснования территориальной экспансии Израиля… Мы отвергаем практику использования терминов «земля, обещанная еврейскому народу», а также «избранный народ» в экспансионистско-политических целях… В настоящее время «избранных народов» нет!»
Мне неловко отсылать епископов к их Священному Писанию, где говорится и об избранном народе, и о его предсказанном возвращении в Землю обетованную.
Особенно отличился на пресс-конференции, посвященной решениям синода, монсеньор Кирилл Салим Бутрос, архиепископ из Бостона, города, особенно «славного» клириками-педофилами. Монсеньор заявил, что обетование Земли Израиля евреям было отменено Иисусом. Странное прочтение Евангелий — ключевая фигура христианства выглядит в Евангелиях скорее крайним еврейским националистом, чем интернационалистом. Когда женщина-нееврейка попросила его излечить свою дочь, Иисус ответил ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф., 15:26).
Синод обоснованно выразил беспокойство тем, что христиане покидают главные для их религии места — Вифлеем (Бейт-Лехем) и Назарет (Нацерет). Но удивительно: на логическое заключение из факта, что христиан выдавливают из контролируемых мусульманами мест, а в Израиле за последние 20 лет количество христиан возросло на треть, епископы оказались не способны. Почему?
Мудрость иудаизма в раввинских домах передается от отца к сыновьям. Дети раввинов в еврейских общинах традиционно самые образованные в иудаизме и представляют собой цвет нации. В католичестве, где священники детей (по крайней мере, официально) не имеют, иерархами церкви становятся люди из самых различных кругов. Не оказало ли влияние на принятие Ватиканским синодом антисемитских решений то, что нынешний папа провел формирующие его детские годы в гитлерюгенде?
Среди решений последнего синода есть и осуждение антисемитизма. Епископам не требуется далеко идти, чтобы применить это решение на практике.