— Я знаю, что не должен встречаться с этой женщиной, — делился со мной знакомый. – Она не нравится мне как человек, но привлекает как женщина, и я не могу ничего с собой поделать. Наверное, я ее люблю.
— Ты любишь ее? – спросил я, делая ударение на последнем слове.
— Люблю рыбу, — улыбнувшись, ответил он и вспомнил одну поучительную историю. Однажды рабби Менахем Мендель из Коцка беседовал с человеком, который с большим аппетитом уплетал рыбное блюдо.
— Почему ты ешь рыбу? – спросил ребе.
— Я люблю рыбу!
— Молодой человек, не рыбу ты любишь, а себя! Если б ты любил рыбу, а не вкус ее, то оставил бы рыбу плавать в речке…
Размышляя над тем, какими качествами должен обладать будущий супруг, молодые люди зачастую откровенно говорят, что в первую очередь для них важна внешность. Этого же мнения придерживался духовный руководитель иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль» рабби Меир Ходош. Когда ученики приходили к нему за советом после свидания, он в первую очередь спрашивал: «Она красивая?» В мире есть много добрых и умных девушек, но молодой человек должен выбрать в жены ту единственную, которая кажется ему самой красивой. Вопрос рабби Меира о красоте девушки был первым, но, конечно же, не последним. Как ни важна внешняя привлекательность, но не в менее важно, чтобы супруг был добрым и верным другом…
Как складываются отношения, если мужчину интересует в женщине только плоть?
После того как Всевышний сотворил Еву, Адам воскликнул: «Это кость от кости моей и плоть от плоти моей» (Берешит, 2:23-24). Слово «плоть», на иврите «басар», дословно означает мясо или тело. Возможно, что «плотское» отношение к женщине только, как к телу, стало причиной последующих проблем в семье Адама и Евы.
Известно, что Авраам пришел в мир, чтобы исправить грех Адама. Не случайно, говоря о своей жене, Авраам употребил не «плоть», а «душа», пишет рав Моше Шайнерман в своей книге «Охел Моше», приводя в качестве доказательства следующую мысль. Когда возникла опасность, что египтяне отберут у Авраама его жену, он попросил Сару: «Скажи, что ты мне сестра… чтобы моя душа была жива благодаря тебе» (Берешит, 12:13).
«Но ведь Авраам назвал себя, а не Сару, душой?» – спросил я у раввина в его синагоге в Бруклине.
«Душа Авраама могла получить жизненные силы лишь от живой души Сары, а не от плоти», — ответил он.
«Муж и жена – две части одного целого, — сказал рав Сэндберг, услышав мой вопрос. – Если Авраам посчитал себя душой, то, следовательно, в Саре он видел вторую половину своей души».
«Но разве нельзя было сразу назвать Сару душой? – удивится читатель. – Почему Авраам должен был сначала назвать душой самого себя?»
В этом великий урок! Чтобы видеть духовность в других, человек должен сначала открыть духовность в себе! Лишь уважая себя, ты уважаешь других.
Впрочем, духовность выражается в первую очередь в благородных поступках. Авраам осознал, что он создан по образу и подобию Творца, который милосердно заботится о своих творениях. Потому, уподобляясь Творцу, Авраам творил добро и заботился об окружающих его людях и, конечно же, о своей жене. Сара могла положиться на Авраама, в полной мере ощущая себя «за мужем». Единение душ Авраама и Сары стало основой их семьи, привнесло в их дом шхину –
Б-жественное присутствие, которое продолжает хранить семьи их потомков…
Описывая развращенное поколение Потопа, Тора употребляет слово «плоть»: «Извратила всякая плоть свой путь на земле (Берешит, 12:13).
Но повествуя о том, как Авраам и Сара направились в Землю Обетованную, в Торе говорится, что они «взяли души, которые «сделали» в Харане» (Берешит, 12:5). Души – это люди, которых в духовном смысле «сделали», вдохновили верой Авраам и Сара, поясняет Раши.
Сквозь оболочку плоти Авраам видел в людях их души и сокрытый в них духовный потенциал. В этом секрет великой силы вдохновения, обладая которой Авраам воспитывал, создавал и творил души людей.