Честер Робинсон иммигрировал из Ямайки в Бруклин, когда ему было 12 лет. Его жизнь в Америке сложилась не просто. Бросив школу, Честер оказался в плохой компании. В дальнейшем, увлекшись ритмами хип-хопа, он сделал музыку своей профессией и переехал в Калифорнию. Однажды Честер зашел в магазин еврейских книг и «случайно» взял в руки Тору с комментариями рава Гирша. Прочитанное потрясло его. Несмотря на свой успех в музыке, Честер ощущал пустоту в жизни и продолжал поиски ее смысла. Вскоре он начал изучать Тору и принял иудаизм, взяв еврейское имя Йосеф. Вернувшись в Бруклин, он был тепло принят общиной синагоги Young Israel of Аv. I.
Йосеф часто проводил субботы и праздники в доме рава Аумана, который и рассказал мне об этом праведном человеке.
Во время ограбления магазина Йосеф Робинсон был убит…
Многие приходят в еврейские книжные магазины и уходят оттуда такими же, какими пришли. Почему же посещение магазина повлияло на судьбу Йосефа Робинсона? Потому что он увидел то, чего не смогли увидеть другие.
Недавно один ученый рассказал мне о своем пути к Торе: «Приехав из Украины в Нью-Йорк, я пошел работать таксистом в Боро-Парке. Познакомился поближе с жителями района и серьезно заинтересовался иудаизмом». Другой человек поделился со мной, что стал изучать Тору, после того как подружился с евреями, работая за прилавком кошерного ресторана.
Казалось бы, таксист или продавец могли заметить много отталкивающего, однако предпочли сконцентрировать свое внимание на чем-то хорошем. Мы видим то, что хотим увидеть! Ведь мы свободны выбирать и интерпретировать увиденное.
После Исхода из Египта евреи послали 12 разведчиков в Землю Израиля, которые осматривали страну сорок дней, а вернувшись, оклеветали ее. Разведчики интерпретировали увиденное в негативном свете. Большие по размеру фрукты не стали символом плодородия земли. Этими фруктами разведчики пугали евреев: «Местные жители –великаны, и их невозможно победить». Хананеане ожидали появления лазутчиков, но Всевышний отвлек их внимание похоронами. Однако разведчики не увидели в этом чуда Всевышнего, а оклеветали «страну, пожирающую живущих на ней людей». Услышав, что люди в этой стране умирают, евреи заплакали в ночь 9 Ава и захотели вернуться в Египет, что стало началом сорокалетнего скитания по Синайской пустыне. В этот же день сотни лет спустя были разрушены первый и второй Иерусалимские Храмы, а евреи изгнаны из своей земли.
После сорокалетнего скитания по пустыне Моисей молил Всевышнего: «Позволь мне увидеть эту хорошую Землю!» (Дварим, 11:25). Моисей просил, чтобы Всевышний помог ему не повторить греха разведчиков и удостоиться увидеть только хорошее в Святой Земле, — пишет «Охел Тора». И если негативный взгляд разведчиков привел к потере Земли, то добрый взгляд Моисея – к обретению Страны Израиля. Когда евреи подошли к границам Израиля, Всевышний сказал Моисею: «Смотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение народу Израиля» (Дварим, 32: 49).
Рабби Меир-Симха из Двинска (1843 – 1926) пишет в книге «Мешех Хохма», что евреи овладели страной Израиля благодаря тому, что Моисей смотрел на нее. Еще ранее Всевышний обещал Моисею, что Йегошуа передаст народу «во владение землю, которую ты увидишь». (Дварим, 32: 49). Моисей «овладел землей взглядом» еще до того как Йегошуа – армией, заключает рабби Меир-Симха.
«Смотрите на хорошее в Иерусалиме!» (Псалмы, 128:5), — призывал царь Давид видеть хорошее как в Святой Земле, так и в людях.
И если добрый взгляд Моисея позволил евреям завоевать Землю Израиля, то наш добрый взгляд помогает завоевывать как расположение людей, так и Небес. Ибо Небеса смотрят на человека, как человек – на людей.
В эти дни, когда свершается суд Небесный и анализируются поступки каждого, мы хотим, чтобы на Небесах видели наши заслуги, оставляя недостатки незамеченными. Потому нам следует научиться снисходительно закрывать глаза на недостатки других, видя только достоинства.