Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для служения в Храме вместо первенцев из других колен, дисквалифицированных в наказание за поклонение золотому тельцу. Левиты проходят обучение храмовой службе в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат двадцать лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц «песах шени», вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма, Мишкана, его покрыло облако Б-жественной Славы, превращавшееся ночью в «огненное явление». По этому облаку евреи узнавали, когда надо отправляться в путь и когда остановиться на привал. Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. «Эрев рав», иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт. Народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун приведет народ в Эрец-Исраэль. Иегошуа требует наказать «лжецов», но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается проказой за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.
«И сделал так Аарон…» (8:3).
Заповедь – это контейнер, сосуд, в который льется свет из Высших сфер. Наша задача состоит в том, чтобы создавать такие контейнеры и готовить их к приему «груза». Б-г непрерывно генерирует и передает нам этот дивный свет и его духовную энергию.
Мы не знаем, что представляет собой свет Высших сфер и как он попадает в наш мир. Впрочем, это и неважно. Мы лишь должны готовить «контейнеры» для его приема и поддерживать в рабочем состоянии духовный «терминал», в котором накапливается и хранится этот свет.
РАМБАМ писал: «Если человек, не относящийся к сословию коэнов, вынесет Менору из Храма и зажжет ее светильники, мицва считается выполненной, хотя по закону Торы только коэны имеют право выполнять храмовую службу, частью которой является зажигание Меноры».
Однако чистка и подготовка светильников Меноры может осуществляться только коэном, и если его заменит некоэн, мицва не выполнена. Получается, что чистка и подготовка светильников важнее их зажигания.
Но где логика? Неужели чистку, «грязную» работу надо считать главной частью мицвы, а само зажигание – всего лишь дополнением?
Нет, все логично. Суть всех заповедей Торы в том и состоит, чтобы готовить и создавать сосуды для приема небесного света, посылаемого нам Б-гом. Наша обязанность – следить за тем, чтобы «терминал» был открыт, чист и готов к бесперебойному приему бесценного «груза». Такова наша главная задача. Мы не можем сами создавать небесный свет, но нам вполне по плечу держать в готовности сосуды для его хранения, вплоть до того момента, когда он изольется наружу и осветит весь мир.
Взгляд из-за плеча
«И было, когда двигался ковчег…» (10:35).
Если вы будете в синагоге во время чтения этого раздела, загляните в свиток Торы. Вам бросится в глаза нечто необычное.
Даже если вы не умеете читать на иврите, вы заметите, что в сплошном тексте выделяется абзац, отделенный вначале и в конце двумя одинаковыми перевернутыми буквами. Нигде больше в Торе вы не найдете перевернутых букв. В чем смысл этой аномалии?
Перевернутые буквы – это «нун». С «нун» начинается слово «нафила», падение.
«И было, когда двигался ковчег…».
Когда мы идем наперекор воле Б-га, это означает «духовное» падение. Б-г отдаляется от нас. Наш отход от Него приводит к Его отходу и сокрытию. Движение ковчега, в котором хранились драгоценные Скрижали Завета, символизирует «отход» Б-га от евреев, когда они бунтуют против него.
Перевернутая буква обращена в противоположную сторону. Она смотрит назад. В «Песне Песней» Б-г сравнивается с оленем: «Подобен оленю возлюбленный мой».
Когда олень убегает, он все время оглядывается. Когда Всевышний «убегает» от нас, Он, как и олень, постоянно оглядывается, чтобы видеть, что с нами происходит. Даже когда Он отдаляется, скрывается от нас, мы все равно остаемся под Его пристальным наблюдением.
Такова глубокая символика перевернутых и обращенных назад букв «нун». Даже в эпоху «падения», духовного кризиса, Всевышний смотрит назад «через плечо», неотступно следит за нами.
Там же в «Песне Песней» сказано, что «Б-г смотрит на нас из окон, подглядывает из щелей». Если человек смотрит на вас из окна, вы тоже видите его. Но если он следит за вами в щелку, вы его не заметите.
Бывают времена, когда мы не видим Б-га в происходящих событиях, когда нам кажется, что Он «убежал» от нас, и в мире правят бал произвол и хаос. Нет, Он не убежал, а лишь отдалился, но при этом продолжает «оглядываться», как олень, или, еще точнее, следит за нами сквозь щели и трещины на маске Вселенной.
Б-г не забыл и не покинул нас. Мы все так же дороги Ему, и Он бережет нас на каждом неверном шагу, выводит из тупиков, в которые мы так часто попадаем.
Бесплатный обед
«Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (11:5).
Бесплатных обедов, как известно, не бывает. Но человек так устроен, что ему вынь да положь «халяву». И он гоняется за ней даже в ущерб себе.
Один мой знакомый ездит за лекарствами в аптеку, находящуюся на противоположном конце города, потому что там выдают подарочные карточки, и за каждый отоваренный рецепт ставят штампик в карточку. Наберешь семь таких штампиков, получишь бесплатно настенные часы простейшей конструкции; за десять штампиков тебе дадут набор кухонных полотенец или большую сковороду с тефлоновым покрытием. Мой знакомый очень радуется этим приобретениям. Еще бы! Ведь это задарма. Потраченное на дорогу время, которое можно использовать с гораздо большей пользой, и неудобства он в расчет не берет.
Что означают гастрономические жалобы евреев в пустыне, их ностальгические воспоминания о «бесплатной рыбе»? Комментатор Ибн-Эзра говорит, что рыбы было так много в Египте, что за нее почти не приходилось платить. В безводной пустыне, как вы сами понимаете, рыба не водилась.
РАМБАН добавляет, что, кроме рыбы, еврейские рабы получали от местных крестьян большое количество разнообразных овощей и фруктов. Бесплатно! Представляете?!
Неужели-таки бесплатно? Нет, конечно. Ведь евреи были в Египте рабами, а рабы, как известно, лишены элементарных прав и заработков. Даже целые горы овощей, фруктов и свежей рыбы не могли компенсировать их узаконенный грабеж со стороны рабовладельцев.
Нет, бесплатных обедов действительно не бывает. За все приходится платить. Мудрость жизни в том и состоит, чтобы знать цену подарков и уметь от них отказываться.
За жалобы убивать? Не думаю. Мне кажется что, именно эта часть народа не могла принять Тору и их тело не соответствовало описанию эталона божественного эксперимента (генный состав) А жалобы и телец, это всего лишь способ проверки и/или доказательство их неполноценности. Что касается перевернутых букв, то в области программирования существуют символы для отрицания, усиления или сравнения. В письме мы используем кавычки, тоже или обратного или авторитетного смысла всей фразы. Это надо обдумать с технической точки зрения. Не всё однозначно.