«Тазриа»Описав в конце предыдущего раздела ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты» применительно к людям. Вначале она знакомит нас с процессом очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений, наподобие проказы – «цараат», которые появляются на теле человека, его одежде и на стенах дома в наказание за аморальное или антиобщественное поведение. При виде первых изменений на коже следовало обратиться к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о «цараат» или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные формы «цараат». Человек с подтвержденным диагнозом «цараат» должен был отрастить волосы, распороть свои одежды и предостерегающе кричать:«Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление «цараат» на одежде.
«Мецора»
Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении «прокаженного» («мецора»). Этот процесс занимал неделю. «Мецора» должен был принести серию жертв и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если «мецора» был беден, ему разрешалось пожертвовать более дешевых животных. Далее описывается «проказа» еврейских жилищ в Эрец-Исраэль. Как только на стенах дома появлялись первые «язвы», из него выносили вещи, и, если диагноз «цараат» подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких «язв» дом полностью сносили. Затем описываются «нечистые» половые выделения у мужчин и женщин. Человек с «истечениями» должен был избегать контактов с другими людьми и предметами. Сообщается порядок восстановления ритуальной чистоты в подобных случаях.
Странно, когда на теле появляется язва с «живым мясом» и белыми волосами (РАШИ объясняет, что достаточно двух таких волос), человек объявляется нечистым. Если же он покрывается «проказой» с головы до ног, и вся кожа становится неестественно белой, он чист. Логично ли объявлять пострадавшего чистым лишь потому, что «проказа» распространилась по всему телу?
Это не единственное противоречие в описании «цараат». С одной стороны, Тора требует изолировать пораженного, с другой стороны, устная традиция сообщает, что, если признаки «цараат» возникали у жениха или невесты перед свадьбой или у кого-нибудь накануне праздника, осмотр откладывали.
Ибн Эзра говорит, что «цараат» – это не обычное инфекционное заболевание, а внешний признак нарушения духовного баланса в человеке. Если вся поверхность его кожи поражена проказой, говорит он, это значит, что болезнь полностью вышла наружу, и внутри организма ничего не осталось (так бывает и с некоторыми физическими недугами). Баланс восстановился, и человек выздоровел.
В книге «Ознаим ла-Тора» приводится еще одно мнение. В отличие от физической проказы, «цараат» отражает духовное состояние человека. Если у человека все тело покрылось язвами и нарывами, логично предположить, что он начисто лишен заслуг и не совершил за всю жизнь ни одной мицвы, ни одного хорошего поступка, что перед нами стопроцентный «нечестивец» – совсем пропащий.
Но такое невозможно, поскольку в Талмуде сказано, что даже самый последний грешник «набит» заповедями, как гранат зернышками. Следовательно, такой человек поражен не духовной «цараат», а физической проказой. Поэтому коэн объявляет его «чистым» и посылает на лечение к врачу.
Хафец-Хаим предлагает еще одно объяснение. Он напоминает на примере ряда историй из ТАНАХа, что искреннее раскаяние перед Б-гом может отвести суровый приговор Небес. «Цараат», как известно, — это наказание за грехи злословия, убийства и других деяний, подрывающих общественные устои, и одновременно это свидетельство их искупления. Кульминацией наказания становится изгнание «прокаженного» из стана. Находясь вне общества, он невольно задумывается о своем грехе и начинает испытывать искреннее сожаление, кается перед Б-гом. Это и есть главное лекарство. Когда язвы «цараат» поражают отдельные участки тела, человек не придает им значения, он думает, что это «случайно», что он обжегся или ударился и скоро все пройдет.
Но когда «цараат» охватывает все тело, ему все становится ясно. Никаких иллюзий не остается. Он совершенно подавлен. Его дух сломлен. Он молит Б-га о прощении и исцелении, понимая, что ничего само не пройдет, что он сам навлек на себя «проказу» своим недостойным поведением. Именно тогда коэн объявляет его чистым. Гордыня сломлена, и никаких других лечебно-воспитательных мер больше не требуется. Человек раскаялся, очистился перед Б-гом.
Взгляд на вещи
“И увидит коэн, что не изменила язва своего вида” (буквально “не изменила своего глаза”) (13:55).
Что такое счастье? Каждый ответит по-своему в зависимости от своего отношения к жизни.
В разделах «Тазриа» и «Мецора» подробно описывается духовная болезнь “цараат”. Одна из ее причин — узость зрения, непонимание подоплеки событий и явлений. Когда человек смотрит «правильно» на мир, он понимает, что в нем нет ничего случайного.
Например, вы с соседом купили в одном киоске лотерейные билеты. Он купил билет номер 177759233, а вы номер 177759234. Через две недели вы просыпаетесь от истеричного крика: “Ура! Я выиграл три миллиона!”
Если ваш взгляд на мир верен, вы должны тут же ощутить прилив безмерного счастья за своего соседа, потому что вы поняли в тот момент, что у вас не было ни малейшего шанса выиграть три миллиона, даже если бы вы купили его билет, а он — ваш, даже если бы вам достался билет с почетным номером 000000001.
Так что же все-таки счастье? Это понимание, что Б-г дает человеку все, что ему изначально причитается, и ни граммом больше. У каждого из нас свой выигрыш (или проигрыш), строго отмеренный в Рош Хашана; обмен или похищение чужой судьбы исключены.
“И увидит коэн, что не изменила язва своего вида”.
Интересно, что на иврите слово “нега”, язва от болезни “цараат”, и “онег”, удовольствие, состоят из одинаковых букв: нун, гимел, айн. Вся разница в положении буквы “айн”. Но “айн” — это также “глаз”. Если вы поставите “айн” не там, где надо, то получите духовную болезнь, которая проявится в форме язвы, “нега”. Но если “айн” займет подобающее ему место — вас ждет “онег”, удовольствие. Это будет удовольствие от правильного взгляда на вещи.
Чудо новой жизни
“Если женщина зачнет и родит сына…” (12:2).
Часто ли мы задумываемся о чуде появления новой жизни? Ни один человек не мог бы существовать в тех условиях, в которых формируется зародыш. В самом деле, проведите хотя бы один день в тесной яме или привязанным к стулу без возможности встать или изменить позу. Зародыш много месяцев плавает в материнском чреве, как в горячей ванне, и Б-г надежно защищает его, пока он растет и развивается, готовясь к выходу на свет. Все это время неродившийся ребенок получает питательные вещества из кровеносной системы матери. После рождения младенец питается материнским молоком.
Б-г бережет его все девять месяцев пребывания в материнской утробе. Недаром сказано, что в зачатии и рождении ребенка участвуют трое: отец, мать и Создатель.