Мальта нам поможет!

Песах празднуется как застолье в первые два вечера. Первый седер мы провели в Спасо-хауз – московской резиденции посла США Артура Хартмана. Зал, где проходило празднование, описан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как место бала Сатаны. В 30-е годы американский посол проводил здесь пышные вечера с птицами и зверьми, арендованными в московском зоопарке. Второй седер мы праздновали на квартире американского корреспондента новостного канала кабельного телевидения (я тогда ещё не различал эти каналы) Лури. Меня поразило тогда, что его жена Марджарет перед Песах съездила в Хельсинки, чтобы купить хорошую рыбу для приготовления знаменитой гефилте фиш. В московских магазинах, даже валютных, найти то, что хотела, она не смогла.

В последние дни Песах случилась чернобыльская катастрофа. Настроенный мистически, я воспринял её как очередную египетскую казнь. Отпусти народ мой!

Несмотря на наступившую в Москве жару, мы сидели с закрытой форточкой. Боялись радиоактивного южного ветра. А дебильная советская пропаганда повторяла, что разговоры об опасности – это злобная западная выдумка. Первого мая на зараженные радиоактивностью улицы Киева вывели на демонстрацию детей. До нашего отъезда из Москвы 30 мая у нас жили беженцы из Киева.

Второго мая мы возобновили наши демонстрации. Я с удивлением обнаружил, что привычка прошла, и на демонстрации второго мая ко мне опять вернулся страх в виде холодной тяжести внизу живота. Вскоре, однако, демонстрации опять стали рутиной.

Особняком стояла демонстрация пятого мая. В ту пору в Москве работал удивительный посол Мальты Джузеппе (фамилии его я не знал). Была у Джузеппе жена – рыжая киевская девица Зина с зелёными глазами. Я не слышал голоса Зины, но почему-то мне казалось, что безумство поведения Джузеппе шло от Зины. Посол явно нарывался.

В какой-то момент нашей кампании мой товарищ Валерий Сойфер спросил Джузеппе, не слабо ли тому прийти на нашу демонстрацию. «Ничего не слабо», – ответил Джузеппе.

Когда пятого мая мы прибыли к памятнику, нас там поджидали Джузеппе и Зина. Мы сняли наши курточки, обнажив Анины аппликации. К нам приблизились посол Республики Мальта с супругой и затеяли дипломатическую беседу. Вскоре они покинули место демонстрации, а мы остались. Нас почему-то не арестовывали. И тут выяснилось, что делать нам на нашей демонстрации абсолютно нечего. Публика глазела на нас, мы глазели на публику. Вот прошли в шахматный клуб мои приятели – гроссмейстеры Миша Гуревич и Саша Чернин. Мы сделали вид, что не узнали друг друга. Чего им только не хватало, так это рапорта в КГБ. Гуревич и так был тогда рекордсменом по невыездам. В тот год он был чемпионом СССР, а его не пустили даже с делегацией комсомола в Монголию.

Потом мы стали разглядывать памятник. Гоголь, обращённый лицом на Арбатскую площадь, был одним из самых нелюбимых москвичами памятников города. Когда-то здесь стояла замечательная скульптура Гоголя работы Андреева. Но тот Гоголь оказался слишком грустным и талантливым для бездарных сталинских времён, и его в 1951 году сослали во двор дома графа А. П. Толстого на Суворовском бульваре, а здесь установили помпезный памятник работы Томского. Да и посвящение на постаменте было дурацким: «Великому русскому мастеру слова от советского правительства». Я сказал Ане, что Гоголю, столь художественно описавшему еврейский погром в «Тарасе Бульбе», наверняка приятно ежедневно наблюдать еврейские погромы — когда нас волокут в милицейскую машину.

Промаявшись минут 20, мы поехали писать очередную жалобу Горбачёву. А я всерьёз встревожился: что мы будем делать, если ОНИ перестанут обращать внимание на наши демонстрации?

Напрасно волновался: на следующий день нас опять арестовали.

Послу Мальты его выходка просто так не прошла. Через месяц или два после выхода «к Гоголю», его объявили персоной нон-грата и выслали из Советского Союза. Я встретил Джузеппе еще раз весной 1988 года в Милане. Он был грустен – карьера на Мальте для высланного посла была закрыта.

– Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным, – несколько неуклюже попытался я утешить Джузеппе.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора