Должен признаться, что я, как и раньше, остаюсь атеистом. Так уж случилось… Хотя для себя я придумал утешительную формулировку — верующий атеист. Понимаю всю абсурдность этого понятия, тем не менее оно в какой-то степени отражает движение от полного неприятия религиозных вероучений к некоторому их осознанию.
Передо мной книга-исследование «Ранняя история человечества» Виталия Раевского. Мы с Виталием знакомы давно, хотя и заочно. Знаю его приверженность к научным разработкам, педантичность в отборе фактов и событий и их анализе. Все это вместе взятое послужило поводом для того, чтобы разобраться в том, чему автор посвятил долгие годы труда. Сразу оговорюсь: эта книга не для воскресного чтения и не для чтения перед сном. В полном смысле ее следует изучать с карандашом в руках.
Прежде всего меня поразило толкование автором некоторых уже укоренившихся понятий, о которых я имел весьма, прямо скажем, скромное представление. Таких, например, как Ветхий Завет. В нашем сознании, и в моем в том числе, оно прижилось как древнейшая и застаревшая догма: ветхий, старый, отживший свой век… При этом следует пояснить, что Тора — основа еврейской Библии (ТАНАХа) по христианской терминологии трактуется, как Ветхий Завет, тоже, дескать, «не первой свежести». Понятие это не только прижилось, но и получило широкое распространение. «Сделано это было сознательно, — пишет автор, — чтобы создать впечатление о ветхости (нестабильности, «ткни — и развалится») и архаичности (несовременности), с целью создать для Торы имидж чего-то устаревшего и неактуального».
Такая христианская трактовка искажает истину, унизительна по сути своей и преследует весьма прозрачную цель — превратить Тору в уже отжившее учение, более непригодное для современности. А ведь Тора старше Нового завета, да и самого христианства более чем на тысячу лет и является основой христианской Библии. Да, они остаются неизменными, они вечны, т. к. являются квинтэссенцией вероучений и мудрыми заветами. Поэтому, делает вывод автор, они являются не Ветхим, а Вечным Заветом. (Запомним это название.)
Сказанное выше — лишь один, но очень важный вывод, который я извлек. А вообще-то я бы назвал книгу Виталия Раевского — энциклопедией историко-религиозных понятий и толкований, к которым мы просто привыкли и не всегда вдумываемся в их смысл. По сути эта книга — популярное изложение науки о познании мира во всем ее многообразии. В книге вы найдете высказывания таких светил, как Б. Паскаль и С. Капица, Г. Гамов и Ф. Коллинз, Ч. Дарвин и А. Эйнштейн… Да и сами разделы книги — не что иное, как исторические этапы становления человечества: «Сотворение мира и теория Большого взрыва», «Допотопное человечество — первая цивилизация», «Всемирный потоп — миф или реальность?» Автор развивает мысль и об истоках антисемитизма: ненависти без причины ради самой ненависти, во вред себе и своему окружению.
И еще одна особенность книги: доступность и образность изложения материала, насыщенность его убедительными фактами. В ней нет готовых выводов и рецептов — она заставляет думать, сравнивать, мыслить. И в этом ее несомненное достоинство.
Проходят годы. А Вечный Завет (привыкнем к этому названию), как и прежде, будет олицетворять мудрость мысли и историческую последовательность сотворения мира. Тем более что и поныне некоторые мысли древних мудрецов не получили еще полной «расшифровки»: недавно узнал, что в библиотеке, принадлежащей хасидам, хранятся рукописные страницы Талмуда, где тексты еще не сопровождены комментариями мудрецов. Так что нас ждут новые открытия Вечного Завета.
Словом, настоятельно рекомендую всем ознакомиться с книгой Виталия Раевского. Польза от такого знакомства будет несомненной. А вечный и нестареющий завет, завет-наставление, завет-рекомендация, завет-пожелание может стать отправной точкой познания мира. И нашего с вами познания.
Петр Ефимов,
Массачусетс
Опубликовал: