Посвящается памяти 9-летнего Аврома Довида, выздоровлению после аварии его отца раввина Шнеер Залмана бен Давруша, а также пожелание семье Либеровых сил преодолеть тяжелое испытание.
— Как принимать испытания? — спросили однажды ученики ребе.
— Я не могу ответить на ваш вопрос, Всевышний всегда проявлял милосердие ко мне. Пойдите к реб Зуше, он даст вам ответ.
— Не понимаю, почему ребе послал вас ко мне, ведь Всевышний всегда был милосерден ко мне? — удивился бедный и больной реб Зуша, когда ученики задали ему вопрос. В этом и состоял ответ мудрого ребе.
«Perception is reality!» — «Восприятие — это реальность!» — говорят американцы. Если человек видит плохое и считает, что ему плохо, то ему действительно плохо. Однако у него есть выбор видеть, ценить и радоваться тому хорошему, что тоже присутствует в его жизни.
Есть люди, которые всегда жалуются, находя во всем, даже в хорошем, что-то плохое. Для этого не требуется особых усилий, достаточно всегда видеть стакан «наполовину пустым». Необходимы мужество и сила духа, чтобы не предаваться отчаянию, видеть в любой, даже самой сложной ситуации что-то хорошее, любой стакан «наполовину наполненным»…
Призывая Моисея вызволить евреев из египетского рабства, Всевышний открылся ему в пламени горящего куста, который «горит, но не сгорает» (Шмот, 3:2). Этот куст — пророческий символ еврейского народа, который не сгорит в огне изгнания.
Но почему Всевышний открылся в огне? Огонь — это символ страданий. Открываясь в огне, Всевышний хотел сказать Моисею, что даже в огне изгнания Всевышний не покидает евреев! — пишет ребе из Гур в книге «Сфат Эмет». Однокоренные слова изгнание (галут) и откровение (итгалут) намекают, что даже в изгнании можно удостоиться откровения, а в страданиях — открыть Всевышнего!
«Всевышний — пастырь мой, — писал царь Давид в 23-м Псалме, который поют во время третьей трапезы в субботу. — Даже если буду идти по долине в тени смерти, не буду бояться зла, ибо Ты со мной!» Даже по дороге на казнь еврей ощущает: «Ты со мной!» — писал рав Шах в своей книге «Махшевет Мусар». В огне инквизиции или лагере смерти погибает лишь тело, ибо душу хранит Всевышний!..
Для того чтобы преодолеть зло, человек должен подготовить не только разум, но и сердце. Мы можем повторять, что в любом огне скрывается Всевышний, но когда сами сталкиваемся со злом, то испытывая боль, нам трудно ощутить: все, что ни делается, к лучшему!..
Всевышний открылся в огне, чтобы подготовить лидера народа к тяжелой борьбе за освобождение. Но столкнувшись с горечью страданий своего народа, Моисей совершил ошибку. Мы не критикуем Моисея, а учимся мудрости на его ошибке.
Моисей убедил евреев, что его послал Всевышний облегчить их страдания. Он пришел к Фараону и от имени Всевышнего потребовал: «Отпусти народ Мой!» Фараон же не только не освободил евреев, но и неимоверно утяжелил их рабский труд: египтяне перестали давать евреям солому и глину для изготовления кирпичей, требуя выполнения прежних норм строительства, а за невыполнение этих норм избивали надсмотрщиков.
Тогда Моисей обратился к Всевышнему: «Почему Ты сделал такое зло этому народу, почему послал Ты меня? С того времени, как я пришел к Фараону говорить от имени Твоего, стало народу еще хуже, а Ты народ Свой не спас!» (Шмот, 5:20-23). «И сказал Всевышний Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с Фараоном!» (Шмот, 6:1).
В чем смысл ответа Всевышнего? Человек не видит будущего и потому не знает, что преуспевающий негодяй в конце концов будет наказан, а страдающий праведник будет вознагражден.
Однако в этих словах Всевышнего мудрецы видят не только ответ Моисею, но и указание, что он будет наказан.
«Ты усомнился в том, как Я правлю миром… потому «теперь увидишь» — теперь увидишь то, что произойдет с Фараоном, но ты не увидишь, что произойдет с царями семи народов, когда Я приведу евреев в землю Ханаанскую», — поясняет Раши (Талмуд, Сангедрин, 111). За свой вопрос Моисей был наказан и не удостоился осуществить свою мечту — войти в страну Израиля!
Но в чем ошибка Моисея, ведь лидер обязан заступиться за свой народ? Моисей должен был просить Всевышнего, но ошибся он только в одном слове своей просьбы: «Почему Ты сделал такое зло?»
Моисей назвал деяния Всевышнего злом, не понимая, что тяжесть изгнания приближала Исход, объясняет рав Яаков Нейман в книге «Дархей Мусар». Увидев страдания изгнания, Моисей назвал их злом, хотя должен был помнить, что даже в огне изгнания есть Всевышний, который ответил ему: «И говорил Б-г Моисею: Я — Всевышний» (Шмот, 6:1). В этом предложении используется два имени: Б-г и Всевышний, Элоким — Справедливый и Хашем — Милосердный. Смысл сказанного: даже то, что кажется нам злом, исходящим от Справедливого, в действительности является проявлением Милосердия. Тот, кто с верой и мужеством помнит о единстве Творца, не боится зла и удостоится увидеть добро в своей жизни!