На Брайтон-бич громадные волны разбивались о высокую набережную, и брызги летели выше пятиэтажных домов — прямо на небеса. Происходило это в первой половине позапрошлого века на берегу Английского канала в славном городе Брайтоне. Об этом событии, изображенном на картине знаменитого английского художника Уильяма Тернера (1775 — 1851) «Буря в Брайтоне», я узнал, посетив лондонскую галерею «Тэйт».
И тогда я понял, что посещения «всяких там» Оксфордов и Кембриджей необходимо отложить на более позднее время, а первым делом нужно увидеть родные места — землю предков коренных брайтонцев. При этом не важно, в каком Брайтоне мы живем, в нью-йоркском, бостонском или в любом другом.
И вот пригородный поезд везет меня из Лондона на родину предков. Через час появляются подстриженные под одну гребенку утопающие в зелени трехэтажные кирпичные дома с черепичной крышей, где живут труженики промышленной зоны Брайтона. Железнодорожный вокзал расположен всего в нескольких кварталах от берега Английского канала, называть по-французски La Manche — Ла-Манш. Ширина канала от 32 км на востоке до 180 на западе. Французский берег с набережной Брайтона не виден.
Приморская (приканальная) часть города резко контрастирует с континентальной, дома в районе канала выше и красивей. На изумительно красивой широкой набережной стоят шедевры архитектуры — многочисленные гостиницы и банки. Длина набережной почти десять миль. За парадным приморским фасадом расположена старая часть города с многочисленными музеями, театрами, магазинами, картинными галереями, уютными кафе и ресторанами. Кстати, в театрах Брайтона идут спектакли классического и современного репертуара.
На магазинах рекламные плакаты: «Sale 50 %». Однако и после этого цены на одежду и обувь в два-три раза выше, чем в США. Продукты, также очень дороги по сравнению с Америкой. В названиях ресторанов подчеркнуты английские корни: «Старый Орлеан», а не американский «новый». И, конечно же, «Старый Йорк», но отнюдь не «новый». Но это, наверное, от зависти к американским «Новым» Йорку и Орлеану.
Украшает Брайтон собственность английской короны — «Королевский павильон». Это дворец, в котором собрана интересная коллекция, привлекающая многочисленных туристов. Неподалеку местный краеведческий музей. Тут произведения живописи, фотографии, плакаты и предметы быта. Экспозиция собрана с большой любовью к городу и его жителям.
От набережной уходит в пролив длинная широкая эстакада, на которой находятся рестораны и парк развлечений.
Приморская часть города густо заполнена праздной курортной публикой. Приморский бульвар в Одессе или набережная в Баку по сравнению с набережной Брайтона выглядят скромненькими. Скорее подойдет сравнение с Дворцовой набережной Питера. Вот только геев и лесбиянок, своих и пришлых, в этом городе слишком много.
Между набережной и водами Английского канала лежит широкий пляж — Брайтон-бич, где много людей, но не так густо, как на одесском Ланжероне в сезон. Купаются на Брайтон-бич в водах Английского канала без проблем — вода чистая. Наши нью-йоркские брайтонцы могут гордиться родиной предков, чье название повторено не только в Нью-Йорке, но и в Бостоне и других городах Америки.
***
The first Brighton Jew of whom I have a record goes back to about the same time; he is Israel Samuel (Ensele ben Samuel Cohen, called ‘Brightelmstone’) (i) who was admitted a member of the Great Synagogue in London in 1766.Первым евреем Брайтона считают некоего Самуэля Израиля Коэна, который был принят в члены Великой Синагоги в Лондоне в 1766 году. He was soon joined by others.Формально первая еврейская община в мэрии города была зарегистрирована в 1780 году. В 1822 году в Брайтоне была всего одна синагога на 34 мужских места, то есть всего для 34 взрослых мужчин (начиная с 13 лет). В 1852 году в синагоге было занято 32 места, в 1860 — 38, в 1870 — 46, в 1880 — 154, в 1890 — 57, в 1896 — 64 в 1900 — 90 мест.
В 1999 году, когда в городе уже были две синагоги, в них молились 480 евреев обоего пола.
Сегодня евреи Брайтона — это часть горожан, которые пользуются всеми правами и ведут жизнь в соответствии со своими религиозными традициями.
В Брайтоне и в слившемся с ним городке Hove существуют две ашкеназские ортодоксальные синагоги: West Hove Synagogue (построена в 1959 г.) и Middle Street Synagogue (построена а 1874 — 1876 гг.). Middle Street Synagogue с красивым интерьером, где бывает много туристов.
Синагоги работают ежедневно. Проводят различные образовательные и оздоровительные программы. Желающие могут купить кошерные продукты и заказать кошерную еду для дома.
Третья и четвертая синагоги — реформистские: Brighton and Hove progressive synagogue и Reform Synagogue находятся в районе Hove.