Затронем тему «святости». Строго говоря, это ведущая мелодия книги «Ваикра», называемой ещё «Торат коганим», «Коэнская Тора». Почему-то название в переводах исказилось до «Левит», что, как говорят в Одессе, две большие разницы.
«Святы будут они Б-гу своему, не осквернят Имени Б-га. Ибо огнепалимые жертвы Г-споду, хлеб Б-гу своему они приносят, и будут святы. Женщину распутную и профанированную не возьмут в жёны, разведённую из женщин не возьмут, ибо свят он Б-гу их. И освящай его, ведь хлеб Б-га твоего приносит он в жертву, свят он тебе, ведь свят Я, Б-г, освящающий вас.»
Как обычно, текст заковыристый, сплошь из повторов, путаницы времён и недомолвок. И с нецензурной примесью, ведь в нынешнем иврите «зона» — фирменное ругательство. Это слово переводят как «распутная», «блудница»… Ну нет в русском языке сходного понятия! Ведь в категорию (запретных для коэна) жён входят как собственно дама нестрогих нравов, так и бывшая рабыня, и даже новообращённая еврейка! Если она «пришла под крыло Б-жье» в возрасте старше трех лет. Но Тора многократно её благословляет, вводит правила, облегчающие жизнь прозелитов! Запрещена коэну и та, которая хоть раз вступила в связь, строго запрещённую Законом. Или — разрешённую, но не соответствующую уровню жены коэна. Например, коэну можно жениться на вдове (в отличие от разведённой). Но вдова-прозелитка жила с неевреем. Пусть позднее они с мужем и приняли иудаизм…
Почему? Дело в том, что слово «зона» многие комментаторы (Шах, Орех А-хаим, Шифтей коэн…) производят от «зан», «питать». Хоть однажды вкусившая от обратного святости источника не будет достойной подругой человеку, чья роль приводить святость Всевышнего на Землю. Слишком трудна задача! А «часть мыслей человека всегда обращена к его второй половине…».
Словом же «халала», буквально «профанированная», «пустая» (от святости) Тора называет женщину, рождённую от запретного для коэна брака. Также и саму вступившую в подобную связь. Например, если коэн взял в жёны разведённую, и она, и её дети будут «опустошёнными коэнами».
Проблема с разведённой в том, что «столкнутся два духа (мужей) в одном теле». Обычный еврей или левит справятся — требуемый от них уровень святости не столь высок, как коэнский. У вдовы же «противостояние духов» меньше — ведь человек, уходя из мира, сильно ослабляет свои связи с ним. Но первосвященник, ходатайствующий за народ перед самым Троном Славы Всевышнего, не может жениться и на вдове. Причём, коэна, вступившего в запретный брак, мы должны не только отговаривать, но и судебным решением принудить развестись. Вплоть до плетей!
Как вы понимаете, матримониальными запретами освящение коэна не ограничивается. Он не имеет права соприкасаться с мёртвыми (кроме ближайших родственников) и даже находиться с ними под одной крышей. Входить на кладбище. На весь народ возложена особая заповедь — «освящать их». Оказывать коэнам дополнительное уважение. Их первыми вызывают к Торе. Им предоставляют право возглавить общую молитву. Предлагают первыми выбрать порцию еды или долю в разделяемом (поровну) имуществе. Им не позволено заниматься унизительными работами. Коэна нельзя даже попросить о мелкой услуге, если требуемое действие ниже его достоинства. Мы должны обучать их, чтобы в любой момент они могли начать службу в Храме.
Как пишет великий законодатель Рамо, даже в наше время, когда коэны не выполняют работу в Храме, нельзя «использовать» коэна иначе как если тот имеет с этого выгоду. И если родители могут отказаться от тех или иных причитающихся им по закону знаков почтения, коэн — нет!
Но с чего это вдруг рядовой Рабинович (а пуще — Каганович) вылезают вперёд из ряда? Ведь в Торе ясно записана заповедь: нельзя выделяться, нарочито выставляя на обозрение свою праведность!
Короче, вопрос, сформулированный сегодняшним языком, звучит так: может ли человек отказаться от причитающейся ему доли «особости» и святости? Например, может ли еврей решить, что он «хочет быть как все» и жениться на китаянке? Или пойти мыть конюшни? Ответ общества, построенного на плюрализме и индивидуализме, на идее почти неограниченной свободы личного выбора: конечно, может! Ответ Торы: далеко не всегда.
Посмотрите, как Создатель в наших пасуках аргументирует необходимость освящения коэна? «Ведь свят Я, Б-г, освящающий вас». Почёт и особая чистота положены не еврейскому народу и не коэнам самим по себе — но только и единственно из-за того, что «хлеб Б-га они приносят в жертву»!
Говорит рав Лупьян, что все качества, присущие еврейскому народу, подаренные ему Творцом ради исполнения его уникальной миссии, ты так или иначе встретишь у других. Кроме — святости. Которая — посвящение всей жизни, всех целей, эмоций и поступков Создателю. Даже самых тривиальных. Каждое мгновение. Бывают герои веры и самоотверженности у других народов. Но только Тора могла бы придать их жизни, их служению утончённость и точность. Тем более это относится к нам.